|
ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ «ХАРЬКОВ — ЧТО, ГДЕ, КОГДА» (2003, №9)
ТЕКСТ ПУБЛИКАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕН РЕДАКЦИЕЙ ЖУРНАЛА «©ОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ»
ИЗ ЦИКЛА «1000 КОНЦЕПЦИЙ»
PRELIMINARY LEVEL
Выпив эликсир, мы почувствовали необузданное веселье. Нам стало очень
смешно, потому что мы превратились в детей. Мы смотрели друг на друга и
смеялись — и толкали друг друга, и со смехом пошли искать другой эликсир
— чтобы стать теперь взрослыми — нам теперь, наоборот, очень хотелось стать
взрослыми.
И, найдя пузырёк с зелёной жидкостью, мы его тут же открыли, и приятель
мой, не задумываясь, отхлебнул — да так, что пузырёк почти опустел. И тут
же упал, глухо стукнувшись о подоконник, а потом, прокатился по паркету
и замер. Он превратился в деревянного болвана — мы ведь видели уже такие
штуки при дворе; в этом флаконе был не эликсир, а зелье, с помощью которого
здесь творили тёмные дела. Оболочка моего друга валялась на полу, став как
крашеная деревянная матрёшка, а сам он безусловно вернулся опять на фронтон
собора, откуда мы на закате взлетели с ним вместе, следуя карте птиц. А
я испугался и выбежал из этой комнаты прочь. Мне так и осталось 9—12 лет.
ИЗБРАННАЯ БОГОМ
Зинка была молодая девчонка двадцати двух — двадцати трёх лет. Она была
умной, хотя и по-советски, по-нищенски жадной, и лгуньей редкой.
Неплохо образованная, она обладала ещё и даром внушать незнакомым людям
симпатию и доверие. Эта её способность была на грани гипноза, но гипнозом
Зинка не владела.
В детстве она ела алюминий. Она выросла красивой, но более — живой, что
и создавало центр притяжения: в её магнитном поле все становились пассивными
гвоздиками. Но притяжение её не было сексуальным. Пацаны, путающие всё вообще
с собственным хером, этого не понимали и каждый раз собирались её напялить,
но ничего у них не получалось. Они объявляли её динамисткой; кто пообразованней,
твердили, что, мол, Зинка фригидна; а некоторые похвалялись, что имели её
как хотели, и для убедительности матюкали её как могли.
Но в её присутствии становились опять пассивно торчащими гвоздиками.
Зинка не была фригидной. Не было такого пацана, что ли, подходящего ей.
Был один слабохарактерный студент, с которым она спала, когда сама хотела,
boyfriend, мальчик-подружка, не знающий об её аферах.
Пользуясь даром завоевывать доверие, Зинка брала деньги под процент и
в долю, на закупку товара в Стамбуле и Польше, биржевые и квартирные сделки,
автомобили Германии, мебель Италии, ярмарку в Киеве, гербалайф в Днепре,
сахарные корабли из далёкой Америки. Она ходила в тёмных очках и небрежно
доставала из сумочки долларовые пачки, что приводило в гипнотическое состояние
её простых постсоветских клиентов. Она могла сорить деньгами, но на самом
деле была скрягой и копила, мечтая уехать в Англию. Квартиры она снимала,
тачки тормозила на улице.
После трёх месяцев работы сумма «вкладов» составила более ста восьмидесяти
тысяч у-эс-дэ. Иногда приходилось отдавать процент, чего Зинка очень не
любила.
Однажды, в конце первого года, полублатные бизнесмены СНГ, одумавшись
и собравшись, ловят её и запирают в подвале. С твёрдым намерением выбить
из неё свои деньги. А после — поиметь мужским коллективом. Но, непонятно
почему, у них ничего не выходит, после коротких переговоров они отпускают
Зинку, смирившись с потерей.
А погибает Зинка ещё через семь месяцев от угла. Настоящего. Полуживотного,
полудебила. Он всаживает Зинке в рёбра длинный нож. И странно, Зинка вдруг,
замерев на лезвии, испытывает оргазм, незнакомую и невыразимую любовь к
этому мужику, которому готова покориться, отдаться навсегда, этому уроду,
которого Зинка, умная и смелая, гордая Зинка, вдруг признаёт хозяином, своим
единственным господином. Она становится маленькой и беззащитной, как девочка.
Девочка-ребёнок. Как будто отец держит её сильными руками. И как ей сладко!
Это не тот, не её отец по жизни — сотрудник КГБ — холодный и никакой, как
синтетика или стекло. А и отец, и мужчина в одном лице, и возлюбленный,
и господин — горячий огонь внутри неё, от которого она тает, как льдинка,
берущий её — и она догадывается, что это Бог, а она училась и читала, и
думала, что Бог далёкий и никакой, а Он оказался вот этот уголовник, за
две сотни насадивший её на сталь.
Так, не увидев призрачной Англии, которая перестаёт существовать в момент
её, Зинкиной, смерти, Зинка отлетает куда-то в пустоту — без неё, без Зинки,
счастливая, что Бог не безразличен к ней, как она думала: Бог ВЫБРАЛ ЕЁ
!
(Что только не придумает жизнь, чтобы обмануть нас даже на той последней
грани, за которой начинается лишь чистая правда!)
ОЩУЩЕНИЯ
Контора Левитова, где я забираю для Gabrielя строганые брусья и балки.
Левитова убивает выдвинувшийся из письменного стола ящик, в котором он хранит
пистолет. Со Стасом мы балуемся так: я стреляю в него из револьвера, чтобы
попасть в рюмку, которую он держит, но попадаю сначала в провод, а потом
в какую-то картину под стеклом. Тарвиду я говорю, что моё условие: на яхте
пойдёт только тот, кто участвовал в её ремонте сам или вкладывал в это
Потом я иду по солнечным улицам города. Весна. И попадаю в Академию йоги.
Я ищу там буфет, чтобы выпить кофе с булочкой, а нахожу Гориславца. Он говорит
по телефону и передаёт мне трубку, а я начинаю смеяться, не могу удержаться,
и тот, кто на другом конце провода, замолкает. И молчит, хотя я кричу, смеясь:
— Алло! Алло!
Я вешаю трубку.
— Чем ты сейчас занимаешься? — спрашивает Гориславец. — Что пишешь?
— Ощущения, — отвечаю я.
— В каком смысле?
— Ну, это как бы чувства, но кратковременные, моментальные, не имеющие
названия. Не ставшие глыбообразными, как чувства, которые мы называем. Как бы
мимолётные.
Коричневый мягкий свет в комнате, пыльные соломенные блики на длинном
столе и на усах и лысине Гориславца.
И я вижу, он размыт и неясен, и время его замерло, и я испытываю мимолётное
ощущение, не имеющее названия.
ВЕЛИКАНЫ (ФРАГМЕНТ)
Прожив долгую жизнь на этом острове посреди великанского океана, я стал
маленьким старичком-карликом — наверное, я уменьшился постепенно, пока бродил
в звёздных коридорах. А писал я этот бесконечный роман о любви так долго,
как долги были наши разлуки, — и состарился, а ему всё не видно конца. И
вот, в романе, когда я стал стареньким карликом, я снова встретил тебя —
не ту куклу-марионетку, покалеченную комитетчиком, а живую, настоящую; седые
волоски уже рассекали черноту висков — белозвёздный лабиринт в космосе твоих
волос; я узнавал такие родные черты, будто и не глядя на них, ведь ты носила
с собой то, что принадлежало и мне — твоё тело, — я узнавал и узнавал, и,
наконец дотронулся до твоей шеи, провёл пальцами по впадинам и буграм лица:
подбородок, губы, нос, скула, и виски со звёздным лабиринтом...
И взгляд на твоё лицо — на этот пейзаж выступов и впадин — будто прояснил
моё зрение — на один вечерний миг за столько лет! — и я вдруг увидел, как
мир вокруг засиял красками, и я узнал его, каким знал раньше, то как он
был красив.
На мгновение я стал опять нормальным — не карликом и не великаном, и
на мгновение всё вернулось в реальность и я вновь увидел единственный смысл
жизни — её красоту.
|
|
Андрей Леонидович Пичахчи
родился в 1958 году в Харькове. В 1979-ом окончил Худпром; с 1990-го
— член живописной секции Союза художников. Участвовал во многих
выставках, в т. ч. за рубежом; художественные проекты «Страна Огня»,
«Газетное искусство», «Бетоноукладчик роторный», «Искусство дизайна»,
«Взгляд», «Небесные путешествия» и др. представлены в собраниях
США (Циммерли Арт Музей) и Германии (Артотека, Кунстхауз Нюрнберга,
АЕГ, Шван Штабило и пр.). Публиковался в альманахе «Пан-оптикум»,
антологиях «Celebrating the New Millenium. The 2000 President’s
Awards of Literary Excellence» и «Социоэнергетика», журналах «Харьков
— что, где, когда», «Reflect... КУАДУСЕШЩТ 12А_20», «Журналъ памяти
Александра Платонова», «Черновик», «©П»
№4,
№8,
№10. Живёт в Харькове. |
|