©П · #7 [2006] · Олег Дарк  
 
Литеросфера <<     >>  
 

ДАФНА
Античная драма. Избранные сцены

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Аполлон

Пан

<Эномай, царь>

<Стеропа, его жена>

Левкипп, Арсиноя — их дети

Дриопа, нимфа, влюблённая в Левкиппа

<Тесей, проезжающий герой>

<Миртил, возница>

<Призрак Гарпины>

Горные девушки, слуги, <гости, глашатаи, боги, зрители скачек>


Действие происходит в Элиде, близ Олимпии, на северо-западе Пелопоннеса.



ИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЕРВОГО

Горы вдали, как в детской вырезной книге, со всем им присущим: ущельями, кручами, каменистыми осыпями, сверкающими водопадами, петляющими тропами и проч. Под ними, как бы в глубокой лощине, круглое, почти синее озеро. На его берегу пляшут и водят хороводы несколько девушек. На ближнем плане широкий гребень холма с прямой дорогой, проходящей вдоль него. Сбоку от дороги, со стороны обрыва в лощину, высокий белый гладкий камень. На нём сидит, спиной к горам и озеру, Аполлон. У его ног к камню прислонена лира, а в утоптанную траву брошены крест-накрест лук и колчан. Спиной к Аполлону и, значит, лицом в лощину — Пан. На левое плечо его наброшена козья шкура, он опирается на посох.


Пан (смотрит в лощину). Спускаются и здесь пляшут, почему?

Аполлон (рассеянно). Что?

Пан. Я говорю, что они спускаются, чтобы плясать. Интересно почему?

Аполлон. Места не хватает.

Пан. Вот я и говорю: места им, что ли, не хватает. Почему в горах так любят воду?

Аполлон (рассеянно). Не знаю.

Пан. Ты ничего не знаешь. Не люблю тебя такого.

Аполлон. А какого любишь?

Пан. Не знаю. Другого какого-нибудь.

Аполлон. Ну что ж поделаешь? Не всё ж мне...

Пан. Я тебя не видел в таком состоянии с тех пор, как сбежала Марпесса.

Аполлон (приходя в волнение). Не напоминай, не напоминай, ну зачем?

Пан. А ты её тогда догнал и расстрелял из лука. И правильно сделал.

Аполлон. Нет.

Пан. Да. А тело сжёг.

Аполлон. Не было этого.

Пан. Было, было.

Аполлон. Россказни. Я слышал. Не понимаю, зачем надо про меня сочинять такое. Я её отпустил и дал ей мужа, и она (заканчивает неуверенно) жила долго и счастливо.


В волнении встаёт, безумно озирается, затем садится по-прежнему.


Вот как всё было, я хорошо помню.

Пан. Ну верь, верь, если тебе так больше нравится. (Смотрит в лощину.) Это она?

Аполлон. Да.

Пан (укоризненно). Ты же не видел.

Аполлон. Ты бы не мог показать ни на какую другую. А больше там и нет никого. Одна такая.

Пан. Пусть так. Я говорю — пусть. Но разве ты что-нибудь сделал, прежде чем приходить в отчаяние? Ты же даже не поговорил с ней.

Аполлон. Я говорил.

Пан. Да разве так? А сидишь, всё только сидишь.

Аполлон. Что я должен был сделать?

Пан. Я тебе скажу. Ты должен был её увлечь, очаровать, восхитить, поразить, напугать, развеселить, польстить, пригрозить, убедить, растрогать, показать ей чудо, явиться во славе и мощи, стрелять на спор в цель...

Аполлон (в тон ему). Пролиться золотым дождём.

Пан. Не кощунствуй.

Аполлон. Дождём. Облить её всю, струиться по ней, затекая во все потаённые щёлки, чтобы она хохотала от невиданной щекотки. Потом — быком, и катать на спине. Му-у-у. Орлом, лебедем, вороном... Да, вороном, и каркать ей все глупости, которые знаю. Деревом: дубом, кипарисом, развесистой пальмой, чтобы спрятать её от солнца. Обвить её плющом, свеситься в рот маслиной. Волком, у-у-у (поднимает голову и воет), бараном... Бараном — это лучше всего. Обезьяной. Развлекать её шутовскими дурацкими ужимками. Мышью. Бегать у неё в ногах, забавно карабкаться по подолу, а она бы наклонялась ко мне, брала в руки и, может быть, подносила ко рту, дула бы в мех, любуясь на образовавшиеся розочки... Вот тогда — может быть.

Пан. Всего этого не обязательно.

Аполлон. Ну а что ж ты тогда? Нет, это не для меня.

Пан. Ты считаешь это нечестным? Или унизительным?

Аполлон. Честность тут ни при чём.


Вбегают девушки. Они окружают Аполлона и Пана, танцуют вокруг них, взявшись за руки и то сужая круг, то отступая. Аполлон всё это время не отрываясь смотрит на одну из них.


Девушки поют:

Источник вод

Идёт, плывёт,

Он вынесет нам целый плот

Из глубины.

За тем плотом

Мы поплывём,

Как за своим проводником.

Мы все — равны.


Пан делает шутливую попытку схватить одну из них. Девушки с диким хохотом разбегаются.


Пан. Вот какие!

Аполлон (в волнении). Но ты видел, видел?

Пан. Ну что ж, я не спорю. Да, красивая. Но не красивее же Кирены или Кассандры. Та хоть пророчествовала. Я понимаю, как это должно возбуждать.

Аполлон. Плевать. Красивее.

Пан. Ты сначала всегда так думаешь. (Смотрит в лощину, где опять пляшут.) А ведь после работы.

Аполлон (рассеянно). После какой работы?

Пан. Конечно. После очень тяжёлой. Там же камень. И немного земли. Много ли вырастет? Землю они ещё отсюда таскают. Вот они надолбятся, наносятся, нажарятся на солнце. А потом спускаются и пляшут. Потому и пляшут так. Ты должен быть благодарен, что никогда не окажешься на их месте.

Аполлон. Может быть, было бы лучше. Откуда ты знаешь?

Пан. Нет. Если бы ты долбил камень, как они, ты бы не мог вот так предаваться тоске и печали, что тебе так нравится. А только бы плясал, чтоб ни о чём не думать.

Аполлон. Мне не нравится.

Пан. Если б не нравилось, ты бы сделал что-нибудь, чтобы что-то изменить. Не говори мне. Чтобы с удовольствием заниматься своим настроением, нужно ничего не делать. Это закон.

Аполлон. Вот мысль, которая могла родиться только у бездельника, вроде тебя.

Пан. Я бездельник?

Аполлон. Нет?

Пан. Я бездельник. Значит, никому не нужное безделье с утра до вечера, как угорелый, когда кое-кто мечтает на камушке, гоняться за нимфами?


Аполлон смеётся.


Ну и что ты смеёшься? Что смеёшься? Конечно. Разве б они были нимфами, если б я не гонялся за ними? Я же им напоминаю. Ты — нимфа, ты — нимфа... А пугать людей, когда они спят в самую жару, растянувшись и спрятав головы под телеги?


Аполлон смеётся.


Смейся, смейся. Ты глуп, хотя и бог. Это безделье? Солнце уж давно сменило место, в головы им печёт. Да если бы я, подкравшись, не вспугивал их, они бы там так и оставались навсегда. Они вскакивают, озираясь, не понимая, что с ними, а придя в себя и опомнившись, забираются поглубже, где ещё тень. Я им напоминаю о жизни, о том, что вокруг них есть что-то ещё страшное и опасное. А иначе б они забыли и не проснулись. А безделье обходить их скот, защищать от воров, собирать его, когда разбредётся? Или безделье возвращать силы, когда крестьянин уже, кажется, изнемог от работы? И вдруг появляются новые. Откуда взялись? А это всё я, я. Безделье — исцелять их больных? Очень мне надо. Или обращать в бегство врагов одним дуновением, которого никто не слышит? И ведь никакой славы, никакой. Весь триумф полководцам. А делать так, чтоб их женщины рожали?

Аполлон. Вот это, я думаю, самое утомительное

Пан (не слушая). А насылать пророческие сны, это как? Да всё в стихах. В стихах! Их же ещё сочинить надо.

Аполлон. Ну ладно, ладно. Прости. Я не знал.

Пан (устало). А ты говоришь — бездельник. Обидно. Иногда я просто, поверишь ли, падаю с ног.


Вбегают девушки. Окружают Аполлона и Пана и танцуют вокруг них.


Девушки поют:

Видишь, месяц издалёка

Появился боком, боком.

Это лодочка моя,

И на ней поеду я.

Расступайтесь звёзды дружно,

Еду я, пока мне нужно,

Ножкой ножку колочу,

А приеду — соскочу.


Без видимой причины они вдруг рассыпаются в стороны и убегают с жалобным птичьим криком одна за другой, взмахивая руками, как крыльями.


Аполлон. А вот и он.


Вбегает Левкипп. У него очень длинные волосы, сколотые на затылке. На правое плечо и левую руку накинут плащ с изображением лошади. Плащ спадает, а Левкипп его ловит, преследуя последнюю из девушек. Она выскальзывает. Он возвращается, хватаясь за голову. Замечает Аполлона и Пана.


Пан. Ты знаешь его?

Аполлон. Немного.

Левкипп. Никогда не могу догнать. Что такое? Уворачиваются и уворачиваются. Вы кто? Странники, пастухи, боги? А! Какое мне дело? (Садится у ног Аполлона.) Я хочу с тобой говорить. Не с тобой, а вот с тобой. (Показывает на Аполлона.) Не знаю отчего. Мне хочется всё-всё рассказать тебе про себя. (Обнимает его ногу. Аполлон брезгливо отодвигается, но Левкиппа это не смущает. Выпустив Аполлона, он обнимает свои колени, согнувшись.)

Пан. И не тебе одному. Все так.

Левкипп. Не знаю отчего. Я тебе доверяю.

Пан. Всякий раз, когда его кто-нибудь видит, он внушает доверие. Это у него с рождения.

Левкипп. Я самый несчастный человек, знаешь?


Аполлон молча смотрит на него.


Пан. Чем же?

Левкипп. Я влюблён. Так влюблён...

Пан. Разве это плохо?

Левкипп (обращаясь исключительно к Аполлону). А она — нет. Она не любит меня.

Пан. Это мне что-то напоминает.


Аполлон делает ему знак молчать.


Левкипп (в сторону Аполлона). Совсем. Я ей и говорю, и говорю, и говорю. А она бегает от меня. Я ей противен. Почему? Как такое может быть? Я же для неё всё, ну всё. Я никого так больше не люблю. И вообще не люблю. А только её. И вот ещё — сестру. Только к ним двоим я и привязан. У меня больше и нет никого. Мы с ней часто говорим о Дафне. Они подруги.

Пан. Так вот в чём дело. (Смотрит на Аполлона. Тот делает ему прежний знак.)

Левкипп (в сторону одного Аполлона). А больше мне и не нужен никто. Ты же не видел мою сестру? (Аполлон кивает так, что непонятно, видел или нет.) Видел? Ну вот. (Мечтательно.) Нежное, стройное создание. Если б она не была мне сестрой, я бы её любил. И лучше бы было. И она бы меня любила. Но она же сестра! Я не могу. Мать — дура. Не понимает меня. Да ей и всё равно. Влюблена в отца. Как кошка. А он... Он что? Он — старик. Но это к делу не относится. Я не могу тебе всего сказать. Хоть и доверяю тебе. Но про это — не могу. Прости. И всё. (Аполлон кивает.) Да ты и сам знаешь. Всем плевать на меня. Кроме Арсинои. Это моя сестра. (Аполлон кивает.) Она мне говорит: ну если она такая, оставь её. Есть же другие девушки. Она бы хотела, чтоб я был счастлив. Но она сама так несчастна, так несчастна. А я... Я не могу. Разве я могу? Зачем мне другие? Я ей говорю, я же не так просто, я жениться хочу.

Пан. Кому это?

Левкипп (не обращая на него внимания, Аполлону). Дафне. На тебе. А больше мне и не нужен никто. А она — убегает. И смеётся. Смеётся и убегает. Ну скажи, что я делаю неправильно?

Аполлон. Я знаю. У меня тоже так.

Левкипп (подозрительно). Что у тебя?

Аполлон. Знаю. Продолжай.

Левкипп. Так и всё. А больше нечего. Она не хочет. Но почему? я не понимаю. Я ведь царевич, знаешь? Знаешь. Отец умрёт, это же всё будет моё. (Обводит рукой вокруг.) А она — убегать. Кто она? Да никто. В горах живёт. В хижине. Сравнить: её родители и мои.

Пан. Она — нимфа.

Левкипп (по-прежнему не обращая на него внимания). Нимфа! Ну, нимфа. Что ж, что нимфа? Нимфа — это место жительства. А я — царь. Ну не сейчас, конечно. Но ведь буду. А мне разрешат, я знаю. Если захочу. Мне позволят жениться на ней. Отец разрешит. Потому что ему всё равно. Он другим занят. Но об этом — не могу. Разве плохо ей будет? Посмотри. Моё! (Показывает.) А значит, и её тоже. Нет.

Пан. Может быть, она влюблена?

Левкипп. В кого это? (Подозрительно смотрит на Аполлона.)

Аполлон (улыбаясь и делая рукой отрицательный жест). Нет, нет. Ты зря на меня думаешь.

Левкипп. Так это ты, ты. Теперь я понимаю.

Аполлон (с тем же жестом). Я тебе не соперник.

Левкипп (не слушая). Но и я не уступлю. Будь ты бог.

Аполлон. Нет. Она меня тоже не любит.

Пан. Она никого не любит. Ты должен это знать.

Левкипп. Нет, нет.

Аполлон. Да.

Пан (Аполлону). Погоди. (Левкиппу.) Я помогу тебе.

Левкипп (впервые обратив на него внимание). Ты?

Пан. Да я, я. Мне не в первый раз.

Левкипп. Я тебя знаю? Ты кто?

Пан. Знаешь. Наверное. Если когда засыпал днём в лесу или в поле, может быть, устав гоняться за куропатками или выслеживать вепря, то и знаешь.

Левкипп (не слушая, в волнении). Я тебя знаю, знаю.

Пан. Конечно. Успокойся.

Левкипп. Ты — Эрот.


Аполлон хохочет.


Пан. Ну если ты так представляешь Эрота (обводит себя рукой), то можно себе представить, какая у тебя любовь.

Левкипп (не слушая). Эрот, Эрот. Как же я сразу не догадался?

Аполлон. Он что, серьёзно думает?..

Пан. Да какая разница. Эрот так Эрот. Пускай. Тебе-то что?

Левкипп. А я тут так сижу! И не хочу разговаривать с тобой. Прости!

Пан. Ничего.

Левкипп. Это что-то на меня... Не знаю. Прости, что не оказал тебе уважения, которого ты заслуживаешь...

Пан (нетерпеливо). Хорошо, хорошо. Не будем об этом. Я тебя научу, как надо лучше поступать.

Левкипп (прислушиваясь). Как? Научи! Как надо?

Пан. Да. Но не сейчас. Мы встретимся.

Левкипп (беспокойно оглядываясь). Когда? Как я найду тебя?

Пан. Не надо меня искать. Я всегда тут. Ты куда?

Левкипп (вскакивая и нетерпеливо переступая на месте). Где, где? Ну, говори!

Пан. Да здесь. Выйдешь, хлопнешь в ладоши два раза. Тут и я.

Левкипп. Здесь. Хлопнуть два раза. Ты. Я всё понял. (Стремительно убегает.)

Пан. Как ты думаешь, куда он? Сидел, сидел. Странный какой.

Аполлон. Не знаю. Что ты задумал?

Пан. Расскажу.

Аполлон. Ты же не собираешься, правда, ему помогать?

Пан. Нет, конечно.

Аполлон. Опять гнусность какая-нибудь?

Пан. Ну почему, почему обязательно гнусность?

Аполлон. Я тебя знаю. Но только без меня. Я ни о чём не должен знать.

Пан (улыбаясь). Ладно, договорились. А ты ведь и всегда так. Но я тебя люблю. Не могу смотреть, как ты тут страдаешь изо всех сил.

Аполлон. Я мог бы обойтись и без твоей помощи.

Пан. Мог бы? Правда, мог бы? ... Кто-то возвращается.

Аполлон. Дафна с подругами. А за ними этот. Уйдём!

Пан. Нет. Спрячемся.


Скрываются под обрывом.

Быстро входят Дафна под руку с двумя девушками. За ними — Левкипп. Он пытается удержать Дафну, а она прячется за подругами, толкает их, вертит так, что они попадают ему под руки. Девушки смеются и поддерживают её игру, заслоняя её. Наконец она выбегает из-за них и остается без прикрытия. Левкипп хватает её за руки. А она отбегает вперёд спиной и отпихивает его руки. Девушки, смеясь, уходят.


Дафна. Ти-ти-ти, тихонечко-тихонечко. Я осталась, чтоб поговорить с тобой.

Левкипп. Я тоже. Поговорить. С тобой. (Задыхается.)

Дафна (немного запыхавшись). Очень хорошо. Давай говорить.


Ходят вдоль дороги вместе.


Начинай.

Левкипп. Нет, ты сначала.


Дафна смеётся.


Дафна. Ты очень милый. Такой очень хороший. Добрый. Я понимаю, что лучше тебя никого и не может быть для меня.


Левкипп внимательно слушает, заглядывая в лицо и шевеля за ней губами, как будто чтобы лучше понять.


Если бы я хотела, нет, могла кого-то полюбить, то, то, то... это был бы только ты. Конечно! Но я не могу, не обижайся. (Как-то удивленно.) Не могу. (Разводит руками.) Так что это нам придется с тобой оставить так.

Левкипп (вдруг выскочив перед ней, переступая перед ней и хватая за руки). Нет, нет. (Плащ спадает.)

Дафна. Куда?! Рядом. Рядом идти. Вот так.

Левкипп. Да почему, почему, если ты сама говоришь.


Идёт рядом с ней.


Дафна (спокойно). Мне самой очень жаль. Что ж поделаешь, если я такая?

Левкипп. Какая? Я же люблю. Тебя. (Подбирая плащ.)

Дафна. Я знаю. Такая. Все говорят: люблю, люблю...

Левкипп. Кто?

Дафна. А что это такое? ... Да вот (показывает, будто целится), с луком. А я, я, я... Ну ничего. Совсем. Может, что-то шевельнётся во мне. Нет. Прислушаюсь к себе. Я какая-то ненормальная. Иногда мне кажется, что все вокруг влюблены, кроме меня. Меня же пожалеть надо, а не преследовать. А ты преследуешь. В то время как тебе-то надо радоваться, так радоваться.

Левкипп. Чему радоваться?

Дафна. Как же! Что ты можешь, это вот, так любить. Это же, наверное, приятно. Меня Афродита наказала, вот что, только не знаю за что. Всё спросить пойти собираюсь. Да не с кем. Далеко. Пойдёшь со мной?

Левкипп. Пойду, пойду. Я же умру без тебя.

Дафна. Нет. Не умрёшь. Я немного умею предсказывать. Ты не умрёшь. По крайней мере, не от любви. (Равнодушно.) Все умирают. Значит, договорились? Я пришлю за тобой.

Левкипп. Да, да. Когда?

Дафна. Спасибо. ... Не знаю. Может, завтра. Может, через два дня. Разве я знаю? ... Не ходи за мной. (Поворачивается, чтобы уйти.)

Левкипп. Дафна, Дафна.

Дафна (чуть раздражённо). Что опять?

Левкипп. А как же, как же я?

Дафна (так же). Что — ты?

Левкипп. Ты никогда ... (сглотнув) никогда не сможешь полюбить меня? Совсем никогда?

Дафна (слегка улыбаясь). Нетерпеливый какой. Что значит никогда? Вот сходим с тобой. Кто ж это может знать заранее? Может быть, по дороге ты мне так понравишься! Я бы ведь сама очень хотела. Я тебе скажу тогда. А пока я тебе просто благодарна. Мало тебе? (Поворачивается уйти. Левкипп делает движение броситься за ней. Останавливает его, подняв палец.) Стоять! Кому говорю — стоять? Так. (Уходит.)


Левкипп замирает, заворожённо глядя вслед. Затем уходит в противоположную сторону.


<...>


Дафна (направляется к камню). Да пока свободно. (Садится.) Тёплый ещё. Кто это был? (Замечает лук и стрелы.) Интересно. Лиру взял, а лук оставил. Стрелок! Отчего так всегда со мной? Сама же и придумала все. (Поднимает лук.) Но мне-то легко, а их это мучает. Я прямо чувствую, как они держат слово. Бедные дурочки! Но не могу же я им сказать: извините, это всё я неправильно тогда, а давайте повыходим все замуж. (Дёргает тетиву. Она издаёт резкий звук.) Это было бы дико. Надо придумать, как их освободить. Бедная девочка! Как она любит его! Но я же не виновата, что они все влюбляются в меня наперегонки. Я же ничего не делаю для этого. Надо ей сказать: возьми его себе, зачем он мне? (Дёргает тетиву.) Так она же и обидится. Бедный мальчик! Как он любит меня! А мне он совсем не нужен. Я так люблю гулять одна. Собрался со мной к Афродите. А я не пойду. Не пойду да и всё. Не знаю почему. Потому что не хочу. Бедная, бедная! Она не любит меня, а мне её жаль. Не знаю, почему мне сегодня всех так жалко. И этот ужасный старик, который преследует её, и мать, которая на всё смотрит, как он, и брат, от которого никакой помощи, а о нём самом надо только заботиться. Сказать ей: брось всё, девушка, и уедем с тобой. Да ведь не поедет. Что я ей сделала? (Поёт, резко дёргая в такт тетиву:)


Я не знаю, что со мною,

Отчего такая грусть.

Камни серою стеною,

Чаша с синею водою...

Заучила наизусть.


Нежный мальчик просит мило,

Спелый муж расставит сеть,

Только оба мимо, мимо,

Им меня не одолеть.


(Останавливается, задумавшись. Потом продолжает. Возможно, импровизирует:)


Этот правит колесницей,

У другого — меткий лук.

Я не лошадь и не птица,

Чтоб меня кормили с рук.


(Поёт, запинаясь и постепенно понижая голос:)


Я не знаю, что со мною,

Камни серою стеною...

Что за ними? Заглянуть!


Чаша с синею водою

Мне указывает путь.


Идёт кто-то. Кажется, это из дворца. Что им здесь надо? Никого не хочу видеть. (Уходит.)

<...>



ИЗ ДЕЙСТВИЯ ВТОРОГО

<...>

Слуги растаскивают столы, вытаскивают и уносят копья с черепами. В этой суете, раздвигая слуг и обходя их, по дороге движутся Аполлон и Дафна.


Аполлон. Но вы же видите, что я говорю с вами спокойно, за вами не гоняюсь, не бросаюсь на вас и вас не хватаю.

Дафна. А иначе я бы и не говорила с вами. Если б было иначе.


Садится на открывшийся камень. Аполлон стоит перед ней. Движение вокруг постепенно замирает.


Не подпустила бы вас тогда к себе, да и всё. Если б вы преследовали меня.

Аполлон. Правда? А этот молодой человек, с которым вы очень живо беседовали?

Дафна. Какой человек? А-а. Опять подслушивали? Вы следите за мной.

Аполлон. Не слежу. Просто я всегда тут.

Дафна. Я знаю, вы говорили. (Задумчиво.) Вы — стра-анный! Мне интересно с вами. Нет. Если вы тут были, то должны знать. Мне пришлось бы для вас тоже что-то придумать, чтобы вы меня оставили в покое, если бы тоже преследовали меня.

Аполлон. Значит, вы ему всё придумали?

Дафна. Конечно. А что мне оставалось? Ведь ходит и ходит. И чем я виновата? Иногда я думаю, ну почему, почему у меня ни брата, ни отца? Я ведь совсем одна.

Аполлон. Зачем они вам?

Дафна (мечтательно). Они бы защитили меня. А так — ни-ко-го.

Аполлон. Значит, вы не пойдёте с ним?

Дафна. Куда ещё?

Аполлон. В храм.

Дафна. А-а, вы и это знаете. Нет, конечно, нет. Беда в том, что когда он поймёт, что я обманула его, всё начнётся заново. И мне опять надо будет что-то придумывать. Скучно!

Аполлон. Бедный мальчик! Мне его жаль. Он же будет так ждать.

Дафна. Пусть ждёт. Ничего вам не жаль.

Аполлон. Если бы вы только согласились, то защищал бы вас я.

Дафна. А на что это?

Аполлон. Я мог бы стать тебе и братом, и отцом...

Дафна. И? Ну, договаривай. А я и сама знаю.

Аполлон. Я бы заботился о тебе. К тебе бы тогда и не подошёл никто, если бы ты сама не захотела.

Дафна. Это как же?

Аполлон. Я умею.

Дафна. Шапка-невидимка, что ли? Нет. Ты же бы не согласился быть только братом. А я знаю.

Аполлон (чуть раздражённо). Ну не дурак же я в самом деле. Как ты думаешь?

Дафна. Вот видишь. А я не могу. Только пожалуйста, пожалуйста, не надо петь. Я опять засну, и делай со мной что хочешь. Но если хочешь, пой. Это у тебя обыкновение такое. Ты же понимаешь, что со мной-то это всё равно. Проснусь, и опять всё по-прежнему. И тебе не поможет.

Аполлон. Я не буду петь.

Дафна. Хочешь — пой.

Аполлон. Зачем ты уговорила девушек не выходить замуж? Ты думаешь, это тебе так оставят?

Дафна. Говорите — не следите. Кто ж меня накажет?

Аполлон. Это нарушение, нарушение. Конечно. Не накажут, но... накажут. Не могут не наказать.

Дафна. Боги что ли? Я в них не верю. Сколько живу, иногда кажется — вечность, ни один ни во что не вмешался никогда. А если б они были, это бы, конечно, чувствовалось.

Аполлон. Откуда ты можешь знать? Ты не знаешь. Просто они ждут.

Дафна. Ждут? Ну, значит, я всё делаю правильно. Выходит, я их искушаю. (Живо.) Пусть, пусть они явят мне себя. Ради этого я готова съесть своего ребёнка. Но у меня нет детей. ... Понимаешь, это была шутка.

Аполлон. Какая шутка?

Дафна. Сначала. Или не шутка. Я не знаю. Я такая непохожая-непохожая. На всех. Совсем. То есть у меня всё иначе. Это так мучительно.

Аполлон. Иначе что?

Дафна. Всё. Говорят, любовь, любовь. А я не хочу. Я же не виновата. Как ты думаешь? Ну разве можно что-то делать против воли. (Вопросительно смотрит на него.)


Аполлон задумчиво кивает.


Ну вот. Я и не делаю. Но очень тяжело. Все же смотрят. Я и захотела притвориться, будто это я нарочно, а не потому что не могу. Я им говорю: а давайте, девчонки, поклянёмся никогда не принадлежать мужчине. Не какой-то Артемиде поклянемся, которой до нас дела нет, а себе. Кто ж знал, что они так всерьёз примут. А теперь уже поздно что-то менять. Да они и не поверят. Но я так думаю: если они это приняли, значит, это в них уже самих было, значит, не я одна такая. А? Как ты думаешь?

Аполлон. Послушай, дитя. (Берёт её за руку.)

Дафна (отдёргивая руку, почти кричит). Оставь, оставь меня в покое. Неужели ты тоже будешь себя вести, как этот глупый, бездарный мальчишка. Ты же, ты же... музыкант! (Вскакивает и отбегает, так что Аполлон, держа её за руку, поневоле делает несколько шагов за ней.)

Левкипп (стремительно появляясь). Я видел. Не бегите, я всё видел. А я всегда знал. Ты, ты... (Аполлону.) Я убью тебя. (Дафне.) А ты — обманщица. Вот. (Аполлону.) Выходи, если не боишься, будем биться. (Вытаскивает меч.)

Аполлон (слегка улыбаясь). Ты же видишь, что я не вооружён. (Выпускает Дафну.)

Дафна (возвращаясь и опять садясь). Что же ты видел?

Левкипп. Я видел. Он держал тебя за руку.

Дафна. Мало ли кто кого держал. Ты меня тоже держал. Что ж с того?

Левкипп. Ты меня обманула.

Дафна. Я? Тебя? Каким образом?

Левкипп. Ты мне обещала.

Дафна. Я ничего не обещала.

Левкипп. Значит, мы идём?

Дафна. Куда? А-а. Нет. Это была шутка. Шутка, а не обман. Понимаешь?

Левкипп. Как же ты могла? (Шёпотом.) Как могла? (По его лицу текут обильные слёзы.)

Дафна (внимательно глядя на него). Я сейчас разрыдаюсь. (Нервно смеясь.) Но это не ко мне. Иди вон к твоей сестричке. Это по её части. Она утешит тебя. Она это любит.

Левкипп. Это всё он, он. (Рвётся к Аполлону, а тот его отталкивает.)

Дафна. Он-то тут при чём? (Ловит Левкиппа за руки и тоже отталкивает его, защищая Аполлона.) Вот я всегда так, скажу что-нибудь. Успокойся, да успокойся ты. Это я во всём виновата. Это же всё неправда.


Левкипп рвётся к Аполлону.


Ведь ничего, ничего не было. (Ловит его за руки.) Клянусь землёй, из которой, говорят, я появилась: мне это мама любила рассказывать, пока жива была.

Левкипп (рвётся). Трус, трус!.. Он уговорил тебя.

Дафна. Это трудно. (Отталкивает его.)

Левкипп. Но я знаю, как теперь всё будет. Надоело! Всё, всё! Отец прав. Надо брать. Сейчас я не могу. У меня скачки. Но я вернусь, вернусь. И тогда...

Дафна (живо). Скачки? Какие скачки?

Левкипп. Я не могу пока сказать тебе. (Рвётся к Аполлону.)

Дафна (оставляя обоих). Господи, я так и знала.

Левкипп. И тогда мы посмотрим. Эрот! Он обещал мне. Он научит меня, что надо сделать.

Аполлон (с интересом). Что ты знала?

Дафна. Эрот? (Смотрит на Аполлона.) Что за Эрот?

Аполлон. Да-а, это он так называет там одного.

Левкипп. Я сегодня увижу его. А он мне обещал.

Аполлон. Ну вы тут разбирайтесь сами, а я пойду. (Идёт.)

Левкипп (устремляясь за ним, размахивая мечом). Стой! Я не выпущу тебя! (Бежит за Аполлоном, хватая его за руку, а тот отмахивается на ходу. Дафна врывается между ними. Мешает Левкиппу, который пытается через неё дотянуться до Аполлона.)

Дафна. Что ты! Что ты! Опомнись, разве так ведут себя. Что он тебе сделал?

Левкипп. Пусти, пусти меня! А я убью его всё равно!

Аполлон. Сумасшедший! Да оставь ты его, если он так хочет. Пусть попробует. (Идёт.)

Левкипп. Я хочу! Я хочу-у! (Рвётся за ним.)


Покидают сцену в таком порядке: Аполлон, оглядываясь; Дафна, пятясь, загораживает его; Левкипп пытается обойти её то с одной, то с другой стороны.


<...>


Болтая, смеясь и толкаясь, входит пять девушек, то щекочут друг друга, то выкручивают руки: одна заводит другой руку за спину, а та пытается вывернуться и отцепиться. Среди них Дафна и Дриопа. Три девушки рассаживаются на траве вокруг камня. Верхом на нём, схватившись руками за него и болтая ногами, занимает место Дафна. Дриопа — на земле, чуть в стороне.


Девушка. Скоро начнётся.

Дафна (глядя вниз). Да... уж. Боюсь я, девчонки.

Другая девушка. Чего же ты боишься?

Дафна. Не знаю. Только боюсь.

Первая девушка. Интересно же, посмотрим. И потом: какое нам дело? Нас это не касается.

Дафна. Не касается. Предчувствие у меня.

Третья девушка. У тебя всегда предчувствия. Только они не сбываются никогда.

Дафна. Почему? Иногда сбываются.

Вторая девушка. Сбегутся сейчас. Но у нас есть ещё время.

Первая девушка. Вон, Дриопа. Сидит. Никаких предчувствий у ней никогда.

Дафна. Хорошо ей.

Дриопа (задумчиво). Мне всегда лучше всех.

Третья девушка. Скажи нам, скажи скорее, как это получается у тебя?

Дриопа (так же). Что?

Третья девушка. Ну, что лучше. А? Скажи.

Дафна (оглядываясь). Оставь её. (Дриопе.) Не обижайся на неё, слышь?

Дриопа (тихо). Я никогда не обижаюсь.

Первая девушка. Да, да, оставь. Она у нас влюблена.

Третья девушка. Да она всегда влюблена.

Вторая девушка. В кого на этот раз?

Первая девушка. Теперь в Аполлона. А то была в царевича.

Дафна. Да оставьте вы её. Что пристали? Аполлон, это кто?

Вторая девушка. А ты не знаешь? Разговариваешь, разговариваешь с ним. Мы все извелись, тебя ожидая.

Дафна. Ну и что? Вы вон с этим, с толстяком, тоже разговариваете, я же ничего. Нет, правда не знаю.

Дриопа (вскакивая и сейчас же опять садясь). Врушка, врушка! Ну что притворяться?

Дафна. Да не зна-аю (словно внутренне разводя руками). Мне это всё равно.

Первая девушка. Толстяк — другое. Он нам на флейте играет. А Аполлон — стрелок, тут всё ходит. Он в тебя тоже влюблён.

Дафна. Пусть влюблён. Я этого не добиваюсь.

Дриопа. Нет, ну какая врушка. И зачем?

Вторая девушка (Дафне). Ты смотри, смотри. Мы же поверили тебе. Если ты изменишь.

Дафна. Я не изменю.

Дриопа. Да как вы ей верите только? Как верите?

Вторая девушка. А ты вообще молчи. С тобой разговор особый. (Остальным.) Как мы только терпим её, я не знаю?

Первая девушка (вскакивая, подбегая к Дриопе и наклоняясь к ней). Ты клятву давала, давала? Заставляли тебя? А теперь что? Изменщица!

Дафна. Сядь на место! Говорю, сядь! (Дриопе.) Не обращай внимания.

Дриопа. Я и не обращаю.

Первая девушка (возвращаясь). Она — изменщица.

Дафна (глядя вниз, где начинается, какое-то движение). Ну и что, и ладно. Она свободна. Все вы свободны.

Первая девушка. Ну нет, это ты брось. Нам свобода не нужна.

Дафна. Ну, не нужна. И хорошо. Раз не нужна. Может, ей нужна.

Вторая девушка. А давайте станем её щекотать. Ну раз она изменщица.

Первая и третья девушки (вместе). Нет, нет, ты что. Потом. Мы с ней расправимся потом. Сейчас начнётся же.

Вторая девушка. Может, не сейчас ещё.

Первая девушка. Если не сейчас, то давайте пока споём.

Вторая и третья девушки (вместе). Давай, давай. Начинай. Дафна!

Третья девушка. А давайте, давайте, девчонки, пусть Дриопа запевает. В наказание.


Смеются. Затем устраиваются поудобнее: одна — опершись на локоть, другая ложится на спину, руки под голову, третья — на живот, подставив кулаки под подбородок.


Втроём. Дриопа! Дриопа! Давай пой! Кому сказано!

Дафна (оглядываясь). Будешь петь? Если не хочешь, то и не надо.

Дриопа (тихо). Нет, я спою. А что?

Девушки (вместе). Нашу, нашу!

Дриопа запевает. Остальные, кроме Дафны, смотрящей вниз, подхватывают:

<...>



ИЗ ДЕЙСТВИЯ ТРЕТЬЕГО

<...>

Справа по дороге вбегают: впереди Левкипп в женском платье, следом Дафна. Держатся за руки, раскраснелись и запыхались.


Дриопа. Она, всегда она. Я вырву ей волосы. (Бросается навстречу. Аполлон хватает её за руку.)

Аполлон. Что ты, что ты! Не сейчас. Она ж не одна, не видишь разве? (Тащит за руку.) А мне, думаешь, приятно смотреть? Но что же тут поделаешь пока? (Уводит Дриопу. Она упирается.)

Дафна (обогнав Левкиппа и с размаху садясь на камень). Уфф. Хорошо, да? А я всегда думала, что ты ненавидишь меня.

Левкипп (присаживаясь перед ней). Я? Ну что ты, разве я могу?

Дафна. Нет? А что ты?

Левкипп (убеждающим тоном). Я всегда любил-а (поправляясь) тебя.

Дафна. Правда? (Счастливо смеётся.)

Левкипп. Да, да. (Обнимает ей колени, а Дафна гладит и перебирает ему распущенные волосы).

Дафна. Какие у тебя волосы чудные. Как у лошадки. (Гладит.)

Левкипп (отстраняя голову, и волосы тянутся за ней). Не говори, не говори мне о них.

Дафна. Я знаю. Тебе очень жаль его?

Левкипп. Мне? Мне жаль.

Дафна. Он умрёт?

Левкипп. Да. Но он не должен, не должен. Мне бежать надо. (Делает движение, как будто хочет вскочить, и садится опять.)

Дафна. Не надо. Ничего не надо. Всё равно же ничего не изменишь. А я люблю тебя. (Целует его, нагибаясь.) Ты знаешь, у меня никогда не было подруги.

Левкипп. Никогда? А эти?

Дафна. Нет. Это — другое. Они... они думают, я у них главная. А я не главная. Я сама ничего не знаю.

Левкипп. Вы вместе всегда.

Дафна. Конечно, вместе. Потому что больше не с кем.

Левкипп. Танцуете.

Дафна. Конечно, танцуем. Но знаешь ли, а я ведь не люблю. И не любила никогда.

Левкипп. Что?

Дафна. А танцевать не любила.

Левкипп. Зачем же тогда?

Дафна. Не знаю. Не знаю, как так получается. А разве ты всегда делаешь, что тебе нравится? Вот видишь. Но ты так спрашиваешь. Ты странная. Может быть, это и нравится мне.

Левкипп. Чем же?

Дафна. Девушки не спрашивают никогда. Может быть, ты не девушка? Шучу, конечно. Конечно, ты не девушка. Не как все. Они либо и так знают, либо неинтересно. Им ничего не интересно.

Левкипп. Я хочу всё про тебя знать.

Дафна. Всего знать невозможно.

Левкипп. А я хочу. (Берёт её за руки.)

Дафна. Раньше же не хотела. Обними меня. (Левкипп её обнимает.) Крепче. Вот так. Ты всегда была холодна со мной.

Левкипп. Я не была.

Дафна. Была, была. Всегда хотела показать, что тебе не нравится, как я себя веду. Что же изменилось? И не могу понять, что. Я так удивилась, когда увидела тебя у нас.

Левкипп. Просто я боял-лась (поправляясь).

Дафна. Глупости. Чего? (Ласкается к нему.)

Левкипп. Ты такая прекрасная. Я всегда думала, ну что я рядом с тобой? Царевна, и всё. Разве это интересно? А ты, ты — нимфа! У тебя тоже очень красивые волосы. И руки. У тебя такие нежные руки. (Дафна гладит его щёку, а он целует ей руку, ловя губами.) Вот я и хочу знать.

Дафна. Что? Что, миленькая?

Левкипп. Как это выходит, что мне это всё так нравится у тебя. Сколько других девушек, столько! И тоже волосы, руки. А мне только ты, только ты. Мне идти надо, а я не могу оторваться. (Обнимает её, прижимая и лаская рукой её затылок. Про себя, по другую её сторону.) Как странно, кажется, у меня в этом лучше выходит.

Дафна. Что? что? Я просто не слышала. Ну какая же ты странная. У меня никогда ничего подобного. Такая милая. Мне так нравится тебя слушать.

Левкипп. А мне говорить, говорить с тобой!

Дафна. Ты так похожа на своего брата. Иногда я думаю, что это он. А вот ты говоришь — и совсем другое. Его я слушать не могу.

Левкипп. Тебе он так противен?

Дафна. Противен? Нет. Но ты не обидишься, не обидишься? Понимаешь, он — дурак. Не обиделась? (Отрываясь от него и заглядывая в лицо.)

Левкипп. Нет. Почему дурак?

Дафна. Глупый, он глупый. Может быть, потому, что если брат и сестра, то всегда один умнее. Я не знаю.

Левкипп. А я вот люблю его.

Дафна. Конечно. Тебе его жалко. Но так похожи. Как будто в насмешку. Спутать можно.

Левкипп. А ты бы спутала, спутала?

Дафна. Я — другое дело. Я — нет. У меня внутреннее чутьё. Ты уйдёшь от меня?

Левкипп. Мне надо.

Дафна. А потом? Потом-то вернёшься?

Левкипп. Я вернусь. Я всегда буду возвращаться к тебе.

Дафна. И прямо сейчас? Ты сейчас уйдешь? У нас есть немножечко времени? Ну чуть-чуть? Пожа-алуйста.

Левкипп. Чуть-чуть есть, я думаю.

Дафна. Правда? Нет, правда? И мы поиграем ещё?

Левкипп (улыбаясь). Поиграем. Во что?

Дафна (отталкивая его и вскакивая). Поиграем, поиграем. (Прыгает.) Догоняй. (Уносится хохоча.)

Левкипп. Нет, правда, так лучше. (Придерживая платье, бежит за ней.)


<...>


Левкипп — отворачиваясь и машинально прикрывая лицо накидкой. За ним — Дриопа.


Дриопа. Эй, эй! Погоди.

Левкипп. Что ты хочешь? Я не могу сейчас разговаривать с тобой. Мне пора. Потом. (Про себя.) Да что я, правда. Все равно ж не узнает. (Перестает прикрываться.)

Дриопа. Ты, правда, Арсиноя? Дай посмотреть. А то всё издали, всё издали. (Разглядывая его.) А то я сначала подумала. Да нет.

Левкипп. Что, что ты подумала?

Дриопа. А почему ты всегда только с Дафной? Чем я хуже?

Левкипп. Я не только, не только. Но мне правда пора.

Дриопа. Иди. Разве я держу тебя? А куда?

Левкипп. Во дворец. Меня ждут. Мне надо. Там, там (показывает, где его ждут).

Дриопа. Посиди со мной тоже? А? Мне это было бы приятно.

Левкипп. Конечно. Конечно, я посижу. Но не сейчас. И она нас увидит.


Садятся рядом, очень тесно, на камень.


Дриопа. Она не увидит. Ты так похожа на своего брата. Да нет. Я не верю тебе. Наверное, ты Левкипп, только переоделся, да? Я никому не скажу.

Левкипп. Да что ты говоришь такое? Ты думаешь? (Пытается отстраниться, но очень тесно. Дриопа прижимается ещё плотнее.)

Дриопа. Наверное, я сошла с ума. Поцелуй меня. Я буду думать, что это он.

Левкипп (по-настоящему рассердившись). Да что вы все, только он да он. Даже обидно. Чем я хуже? Ты его так любишь?

Дриопа. Ты лучше, лучше. Люблю. Но он дурак, разве не видно? А ты — нет. Не-ет. Я чувствую. Не знаю почему.

Левкипп. Разве дурак?

Дриопа. Ну как же. Я ведь так люблю его. А он — никак. Вот ты бы что сделала, если б тебя так любили?

Левкипп. Не знаю.

Дриопа. Зато я знаю. Ты бы оценила, конечно. Да. Ты бы ответила. Скажи! Ведь его никто, никто не будет так любить никогда. (Тянется к Левкиппу. Он, помедлив, неуверенно, почти с отвращением, целует её.) Ну вот. (Отрываясь от него.) И губы у тебя такие же. Как такое может быть? Я ведь раньше ещё целовалась с ним, знаешь?

Левкипп. Да, я помню.

Дриопа. Помнишь? (Подозрительно.) Откуда?

Левкипп. Он мне говорил.

Дриопа. Скотина. А я-то думала, что это тайна большая. Мы договорились с ним, чтобы никому. Не обсуждала ни с кем никогда. Хотя так хотелось, так всегда хотелось. Обними меня. (Левкипп обнимает её.) Она не увидит. Её нет, нет. И обнимаешься ты так же. Не понимаю.

Левкипп (сердясь). Да не так же, не так же. Наваждение какое. Тебе так кажется.

Дриопа. Может, и кажется. Ты теперь должна провести со мной весь день, поняла? Да? Ладно?

Левкипп. Хорошо. Но сейчас я пойду. Правда. Не держи меня.

Дриопа. Мы спрячемся, Дафна и не узнает ничего. А когда?

Левкипп. Не знаю, не знаю я. Мы договоримся. (Пытается встать.)

Дриопа. Конечно, договоримся. Я теперь тебя не выпущу. Только, знаешь что?

Левкипп. Что ещё?

Дриопа. Скажи: милая. Что, милая?

Левкипп. Что, милая?

Дриопа. Вот так. Я хочу... Нет, я, правда, сумасшедшая...

Левкипп. Что, что? ... Милая?

Дриопа. Я хочу, чтобы ты переоделась. Ну что тебе стоит? Тебе же всё равно. В мужское. Тогда я буду совсем думать, что это он.

Левкипп (смеясь). Мне? Мне переодеться? (Продолжая смеяться.) Хорошо. Если ты хочешь.

Дриопа. И не смейся, не смейся надо мной никогда. Я не люблю. Поцелуй меня ещё, и я отпущу тебя.


Левкипп с готовностью целует её.


Ну вот, уже лучше. А то еле-еле. Иди теперь. И помни: ты обещала мне.


Левкипп встаёт. Дриопа держит его ещё за руку. Быстро входит запыхавшаяся Дафна.


Дафна. Вы, вы... Что вы тут? И вместе? Что тут делаете?

Левкипп. Мы — ничего. (Пытается оторваться от Дриопы. Она держит его.)

Дафна. Пойдём, пойдём. (Хватает его за руку.) Зачем она тебе? (Дриопе.) Оставь его. Что ты преследуешь меня?

Дриопа (держит Левкиппа). Я не преследую.

Дафна. Преследуешь. Как у меня кто-то появляется, так и ты тут. Уже претендуешь.

Дриопа. Я не претендую.

Дафна. Отпусти, отпусти её сейчас же. (Тянет Левкиппа в свою сторону, Дриопа — в свою. А он склоняется то к одной, то к другой.) Ты что это, не пускаешь, а? Скажите!

Дриопа. Нет, нет. Она одной тебе что ли? Что ты, такая самовластная?

Дафна. Да я тебе! Знаешь? Ненавижу, ненавижу. А я ещё защищала тебя. Дура, дура!

Дриопа. А не надо, не надо было. (Держит.) Не нуждаюсь. Я тоже. Давно тебя. Ненавижу. Всегда.

Дафна. А я знаю, я знаю.


Тянут в разные стороны.


Левкипп. Девчонки! Да что вы это, отпустите меня. Я сама по себе.

Дафна. Ты? Ты? А ты вообще молчи!

Дриопа. Да, да, молчи! Тут не в тебе дело.


Покидают сцену друг за другом. Дафна впереди, тащит Левкиппа; он, пригибаясь и вывёртываясь, — за ней; Дриопа, удерживая его за руку, догоняет их. Аполлон и Пан, появившись из-под обрыва, крадутся за ними.


<...>


Дафна, за ней — Левкипп в женском платье.


Дафна. Иди, садись. (Проводит его к камню за руку.) А я у ног твоих. (Рассаживаются, как сказано.) Ну вот. Хорошо. Скажи, зачем она тебе? Ну зачем? Разве тебе со мной плохо?

Левкипп. Мне? Мне низачем. А она сама.

Дафна. Да я знаю. Но ты всё равно могла прогнать её.

Левкипп. Я прогоняла. Она не шла.

Дафна. Не шла? (Смеясь.) Это она уж всегда так. Никогда не избавишься от неё. Она мне назло делает. И что я ей так? Кажется, живи и живи себе, правда? А я, знаешь, что я придумала? Мне кажется... Тебя не раздражает, что я всё с девушками да с девушками? То с тобой, а то с ними. Будто вы меня делите?

Левкипп. Нет, почему?

Дафна. Мне кажется, что ты очень одинокая. И всегда была. Тогда ещё, во дворце. Мы с тобой мало знакомы были.

Левкипп. Разве мало? Мне казалось, мы дружили.

Дафна. Нет. С тобой тогда нельзя было дружить. Но я тебя не знала совсем. Или ты изменилась. А я видела. Все вместе да вместе, а ты одна и в стороне. Или ещё вдвоём. Такие похожие-похожие. Просто одно лицо. Я наблюдала, как вы ходите с ним. А при этом ничего общего. Ну совсем. Удивительно, удивительно!

Левкипп. Я не знала, что ты видишь нас.

Дафна. Я наблюдала. Вот ты и хочешь, чтобы и все так. Вдвоём. А делить — это ты не признаешь, так ведь?

Левкипп. Я не хочу.

Дафна (не слушая). Ну вот. Но, знаешь, все ведь думают, я злая. Это не так. Я не могу их сразу оставить. Но надо постепенно. Они же привыкли ко мне. Они тебя тоже не любят. Они думают, я изменилась к ним из-за тебя. И это правда. Они должны постепенно привыкнуть быть одни. А тогда я буду только с тобой. И мы уйдём.

Левкипп. Как уйдём? Куда?

Дафна. Уйдём. А ты за это тоже должна уйти ко мне. Из дворца. Правда же? Ну что тебе там? И зачем? Тебя же не держит там больше никто.

Левкипп. Да как же? А царство?

Дафна. Что ж, что царство? Разве они не обойдутся без тебя? Обойдутся. Это только считается, что царь и без него нельзя. А без него можно, можно. И ведь найдётся другой. Не думай об этом, а?

Левкипп. Я не знаю, не знаю, но я ведь и сам хочу.

Дафна. Что? Сам? Кто?


Входят три девушки. Они выстроены в ряд, с почти равными промежутками между ними. Двигаются так, что эта небольшая шеренга загибается, как будто берут в полукольцо. Руки полуопущены и одновременно расставлены, с напряжёнными пальцами, будто ловят кого-то. За ними, как-то особенно осторожно, держится Дриопа.


Девушка. Вот они. Я же говорила, что они тут будут.

Другая девушка. Дафна, только ты не волнуйся, может, и нет ещё ничего.

Дафна (вскакивая). Что вы пришли? Подите отсюда. Разве вы не знаете, что мы ни с кем общаться не хотим?

Та же девушка. Погоди, погоди, ты же не знаешь ничего.

Дафна. И знать не хочу. Что, что я не знаю?

Та же. Да мы сами ничего. Но просто надо проверить. Ох! (Как будто с мукой.) Да не знаем мы.

Дафна. Что ещё проверять? А я вам велела? Если надо будет, я сама.

Третья девушка (как будто испугавшись). Да мы-то что? Это она всё, вон она. (Показывая на Дриопу.) Нам сказала.

Первая девушка. Знаешь что? Ты тоже не королева. И, в конце концов, если нам надо (немного теряясь), ну если, правда, надо, то надо же, ну чтобы знать уж наверняка. (С облегчением.) А то чего зря думать?

Дафна. А-а! А я сразу поняла, кто. Она, всё она. Её рук дело. Её. (В ярости показывая на Дриопу.)

Вторая девушка. Да какое дело? Что ты сразу-то рассердилась? Ведь ничего нет ещё. И мы не причиним ей зла. Нам просто, ну, чтобы успокоиться. Чтобы не говорили про нас. И она нас поймёт, правда ведь? Арсиноя, ты же не обидишься на нас?

Дафна. Оставьте вы её. Я не хочу ничего знать.

Дриопа (выбегая перед ними). Да что тут разговаривать с ней? А мы имеем право. Волю взяла. Говорила я вам, говорила. А вы тоже. Слушаетесь её.

Третья девушка. И ты, и ты. Тоже. Успокойся, пожалуйста. А мы всё мирно решим.

Дриопа. Нечего, нечего тут решать. (Подбегая к Левкиппу.) Ну-ка, раздевайся давай. (Борется с ним, пытаясь стянуть кусок материи, в которую он закутан. Дафна отталкивает её. Остальные одновременно и разнимают их, и раздевают Левкиппа. Он сопротивляется, вырвавшись, бежит, запутавшись в полуспущенной одежде, падает. Девушки, в том числе увлёкшаяся Дафна, склоняются над ним и его разворачивают.)

Дафна (отбежав). Господи! Что же теперь делать?

Девушки (склоняясь над развёрнутым Левкиппом). А-а! А-а! Вот оно что! Он, он!

Дриопа. А я давно догадывалась. Ну, погоди!


Катают и возят Левкиппа по земле. Он пытается подняться, они опять валят его. Щиплют и дерут его. Левкипп кричит.


Девушки (вместе и наперебой). Сладенький, сладенький! И вот тут, и тут ещё! Нравится, нравится? А не будешь больше. Руку ему держи! Руку! Красавчик! Кричи! Ты почему не кричишь?

Дриопа. А ты думал как, когда шёл сюда? Я прощу тебе?

Дафна (в стороне). Они имеют, конечно, они имеют право. Никогда никто не смел никогда. Но я-то? Что же мне делать? Мне-то всё равно. Левкипп, Арсиноя! Как перепуталось всё. Мне надо помочь ему.

Девушки (склонившись над Левкиппом. Его не видно). Ну ещё немножечко! И вот так! Ну, пожалуйста! У-ахх! У-ахх! А тут тебе как? Почему он не кричит? Я хочу, чтобы он кричал. Щипай, щипай его сильнее! Да и так уже.


Левкипп кричит.


Девушки (дурачась). Ой! Ой!

Дриопа (пытаясь растолкать их). Ну и всё! Всё! И хватит! Бросьте его! Он и так уже. Перестаньте, я вам говорю!

Первая девушка. А если тебе хватит, так и иди. Тебя здесь не держит никто.

Вторая девушка. Иди, правда. Мы сами дальше.

Первая и третья девушки (валяя Левкиппа). А мы сами! А мы сами! (Дурачась.) Ой!

Вторая девушка. Ох, сестрички, и отдохнули же мы! Давно надо было.

Первая девушка. А кто знал? Нет, кто знал?

Дриопа (кричит). Оста-а-авьте его!

Дафна (в стороне). Надо спасти его. А потом уж самой разбираться, с ним, с собой. Они послушают меня. (Идёт к ним.) Девчонки, прекратите! Так нельзя. Мы не одни же! Его судить надо.

Первая девушка. Да чего его судить? (Не пускает Дафну.)

Вторая девушка. Не надо. Не надо.


Возят Левкиппа по земле. Дриопа пытается мешать им.


Третья девушка (вдруг остановившись и нагибаясь). Смотрите! Не дышит что ли? Не дышит. Ну вот!

Первая девушка (возвращается. Склонившись). Ну, не дышит и не дышит. Значит, не дышит.


Отходят. Над телом, по разные его стороны, остаются Дриопа и Дафна.


Дриопа. Как же так? Как же? Левкипп, Левкипп! (Трясет его.) Я не хотела. Мы же только шутили.

Дафна. Не успела. (Дриопе.) Это ты всё, ты! Да, со своей ревностью!

Дриопа (плача). Говорю же, я не хотела. Совсем не думала.

Дафна. Да я знаю. Успокойся. Чего теперь. А я тоже. Виновата. А теперь уже всё. (Идёт прочь. Дриопа, плача, за ней.)


Девушки, окружив тело и взявшись за руки, танцуют и поют.


Девушки поют:

Что за предмет?

Обут, одет.

Ответа нет.

Лежит, молчит

И ничего не говорит.

Быть может, это нам привет

Иль проводник

Из той страны,

Где он возник.

Там страшен миг,

И глохнет крик,

И неумолчно бьёт родник.

Мы здесь умрём,

Но не пойдём

За тёмным тем проводником.

Мы все — вольны.


С визгом, хватаясь друг за друга, убегают.


<...>


...входят, обнявшись, Дафна и Дриопа. Становятся над обрывом спиной к зрителям. Как будто смотрят в даль. Почти сразу за ними, торопливо, — Аполлон и Пан, разговаривая. Первым девушек заметит Пан и с возгласом остановит спутника.


Дафна. Уехала. Так ведь и не знает ничего. Как бы я хотела с ними! Как бы хотела!

Дриопа. Поедет кто-нибудь в Афины, расскажет.

Дафна. Когда это будет! И не попрощалась.

Пан (входя). Видишь, как всё удачно получилось. Как мы и рассчитывали.

Аполлон. Неизвестно ещё.

Пан. Да как неизвестно, когда ты у неё теперь один? Куда она денется?

Аполлон. Мы не знаем, как она будет теперь. Может, ещё хуже. Боюсь я этих девушек.

Пан (замечая девушек). Вон они. Тихо. (Быстро останавливает, протянув руку, Аполлона и останавливается сам.)

Дриопа. Просто ей было не до этого.

Дафна. Не до этого. Всё равно обидно. Не люблю, когда уезжают. Я ведь любила её, а теперь не увижу никогда.

Дриопа. Может, ещё увидишь. А кого из двух?

Дафна. Шутишь? Это же одно и то же. (Со вздохом.) Одно и то же. Это ты... различаешь. Скажи, как догадалась-то? И давно ты поняла?

Дриопа. Нет. Сразу и сказала.

Дафна. Но как? Как? А мне-то и невдомёк. И знаешь, я думаю, почему? Я любила, вот мне и было всё равно. А ты на самом деле не любила. Потому для тебя это и важно.

Дриопа. Зачем ты меня мучаешь? Я же не хотела, не хотела. (Плачет.)

Дафна. Успокойся. Тебя никто не обвиняет. (Обнимает её крепче. Прижимает её голову к своему плечу и гладит её.) Мы же теперь с тобой, знаешь как? мы с тобой одно. Ну, всё, всё?

Дриопа (плачет). Я не потому, что обвиняют. Я ведь что хочу... а как на самом деле... объяснить... я спала. Я не помню. Потом просыпаюсь. С таким ощущением. ... Как будто в голове что-то осталось. А что, я не знаю. И только — бух! бух! Потом: Арси-ноя! Арси-ноя! Как будто далеко.

Дафна. Это в голове?

Дриопа. Да. Но далеко. И я говорю себе: тут что-то не так. А почему, не понима-аю. (Плачет.) Господи!

Дафна. Ну ладно, ладно. Ну не понимаешь. Чего уж теперь?

Дриопа. Это ведь я чтобы освободиться. Потому что невозможно было. Бух да бух! Для того и сказала. А потом, не знаю, что нашло, что я участвовала.

Дафна. Да ведь и я сначала участвовала.

Дриопа. Знаешь, что я решила? А я лучше утоплюсь.

Дафна. Да разве ты Скилла?

Дриопа. Тогда зарежусь.

Дафна. Нет, так сделала Деянира.


Пан и Аполлон держатся в отдалении. Смотрят и слушают.


Дриопа. Ну не знаю. Я бы хотела, чтобы от меня остался один голос...

Дафна. Как у Эхо.

Дриопа. А-ай! (Как будто что-то отстраняя.) Или бы я превратилась в птицу. Если попросить богов, они могут так сделать. Я бы носилась по небу и кричала: Лев-кипп, Лев-кипп.

Дафна. Как Филомела.

Дриопа. Да ну тебя, отстань. У тебя всегда так получается...

Дафна. Что у тебя за страсть — подражать? Будь-ка собой.

Дриопа. Я не подражаю. А само получается. Ну а ты бы что?

Пан. Слышишь? Они сейчас расстанутся. Они расстанутся.

Аполлон. Почему ты так думаешь?

Пан. Я знаю. И она останется одна. Теперь уже всё от тебя зависит.

Аполлон. А ты?

Пан. Я тут. Я всегда буду тут. С тобой.

Дафна. Я? А я бы вот что. (Мечтательно.) Я бы хотела оказаться далеко-далеко отсюда. Чтоб ничего этого больше не видеть. (Показывает вокруг.) И всё забыть. Ещё — чтобы боги послали мне какое-нибудь существо. Только обязательно, обязательно не человека. Чтобы я его любила, так любила. Потом бы я ему родила дитя получудовище, его заключили бы в подземелье, а я бы приходила к нему, плакала бы над ним и его бы любила. Вот что бы я хотела.

Дриопа. Ну ты и придумала. А я... Не знаю, пусть я подражаю. Пусть. Но больше так не могу. Утоплюсь, стану рыбой.

Дафна. Таких рыб не бывает. Слишком большая.

Дриопа. А я стану (кричит), я стану! (Вырвавшись из рук Дафны, отбегает.) Прощай!

Дафна. Да погоди! Я что тебе хотела...

Дриопа. Рыбой, рыбой! Не подходи! Уедет она! Никуда ты не уедешь, а будешь путаться опять. Я зна-аю! Как всегда. Тебе-то что!

Дафна. С кем я путалась?

Дриопа. Путалась, путалась! (Бежит от неё.) Это я его любила, не ты.

Дафна. Постой! (Идёт за ней и возвращается, передумав.) Ну и пускай. Может, так ей будет лучше. Имею ли я право удерживать её, когда?.. А! (Как будто отмахнувшись. Замирает на прежнем месте, спиной к зрителям.)

Пан. Ну всё, всё! Давай! Помни: зависит от тебя! А я побежал.

Аполлон. Куда ты? Ты ж обещал мне.

Пан. А я не знал. Постараюсь эту удержать. Если успею. Без неё мне стало бы скучно. Кто ж знал, что она так серьёзно. (Тяжело убегает.)


Аполлон идёт к Дафне.


Дафна (думая, что одна). Ну как всё, как всё! Может, и зря, что не удержала её. А теперь уже... Не догоню, вероятно. Единственная, с кем бы я теперь могла... Кто бы подумал! Девчонки — всё! С этим покончено. Видеть их больше не могу. Пусть сами, как хотят. Да и не захотят они, не захотят. И во дворце. Два тела, третья бежала. Ну, теперь начнётся. Сначала похороны, потом следствие. Кто да что? А никто. Само. Глупые люди. Иногда мне кажется, это я во всем виновата. Я создаю вокруг себя такое, что всё разрушается. Не знаю как. А зачем они не оставляли меня в покое? Какое кому дело? (Видит приближающегося Аполлона.) Ах! Ах! (Отбегает с возгласами.) Вы! Вы! Опять! Теперь я поняла. Это вы всё устроили. Вы! Раньше я думала, что вы мне хоть друг, а теперь... Теперь я вас ненавижу. Не подходите. Да я лучше умру! (Убегает.)

Аполлон. Не я, это не я. (Торопится за ней.) Постойте!


<...>


Дафна (бежит по дороге, задыхаясь, из конца в конец). Матушка!.. Матушка земля!.. Если правда, что я из тебя. ... А я не верила никогда. Помоги мне!.. А что не верила, прости! Ну кто ж это когда знает!.. Забери, забери меня, пожалуйста, отсюда... Куда хочешь, забери!.. Укрой! Спрячь! Только не хочу я как Дриопа... Перенеси куда-нибудь... Не оставляй, матушка! Не оставляй меня им! (Скрывается.)


По дороге идёт Аполлон, озираясь. С другой её стороны появляется дерево и медленно движется навстречу. Как будто подползает. Аполлон резко останавливается.


Аполлон. Да где же она? Только что вроде была. А это что ещё такое? Вроде не было раньше. (Подходит. Дерево шумит. Аполлон заглядывает за него.) Дафна! Дафна! ... Не может быть!

Пан (входя). Ну, что ты тут? Как у тебя?

Аполлон (показывая на дерево). Смотри.

Пан (подходя). Дерево. Ну что ж! Я предполагал что-то подобное. (Осторожно касается его.)

Аполлон. Не трожь его. (Обнимает дерево.) Ну а ты, ты как? Удачно?

Пан. Я и не трогаю. Что ты! Как сумасшедший. Я? Опоздал, конечно. И как это она, не пойму. Вот так, не раздумывая.

Аполлон (обнимая дерево и прижимаясь к нему щекой). Сам видел?

Пан. Видел. (Вздыхает.) И так мне, так... Я ведь, знаешь, тоже. Не из дерева. (Показывает на него, как будто тянет к нему руку.)

Аполлон. Не трожь.

Пан. Я не трогаю. Но очень жалко мне её. Она тут единственная была. Такая... трогательная.

Аполлон (по-прежнему обнимая дерево. Оно шумит). А ты её погубил. И её, и её.

Пан. Никого я не губил. Они сами.

Аполлон. А ведь знаешь?.. Я ведь не верю тебе. Мне всё кажется, что ты либо всё заранее знал, либо вообще нарочно подстроил, либо посмотреть хотел.

Пан. Посмотреть. Посмотреть, да. Но не знал. Я не знал ничего. Пойдём?

Аполлон (в том же положении). Иди. Я останусь.

Пан. Я уходить собрался. Совсем. Вот и подумал, может, и ты бы со мной? Правда. Пойдём? Да что ты вцепился-то? (Пытается увести его.)

Аполлон (отталкивая его). Нет, я останусь. (Обнимая дерево.) Дафна, Дафна! Что же ты сделала со мной? Ты там? Как тебе там? Скажи! (Прислушивается.)

Пан. Ах, вот оно что? Ты что, правда, думаешь, что она внутри? Дурак! Вас, дураков, только и морочить.

Аполлон. Замолчи. Мало тебе, что ли? (Дереву.) Ты не хочешь говорить. Обманула! И нашла для этого лучший способ. Ты спряталась туда, куда я не проникну никогда. Ты меня обманула, и теперь я никогда не увижусь с тобой.

Пан. А вот это уже безумие. Слушай, пойдём! Нет её там. Пойдём её искать, а? Мы найдём её.

Аполлон (отрываясь от дерева). Нет там? Говори. Что ты хочешь сказать? Я в последний раз поверю тебе. Где найдём?

Пан. Конечно. Где, не знаю, врать не стану. Но не в дереве. Так не бывает. Ты можешь в дерево превратиться? Ну вот. А почему она тогда?

Аполлон. Но оно здесь. (Показывает.)

Пан. Уловка. Я же тебе объясняю. Для дураков. Что ты тут всю жизнь проторчишь, пока она ходит где-то. Пойдём! (Тянет его.) Они же отвлекают тебя нарочно. Искать станем.

Аполлон (идя за ним). Кто? (И вдруг рвётся обратно, а Пан его не пускает и оттаскивает.) Дафна, Дафна!

Пан. Этого я не могу сказать тебе. (Ведя его.) Кто-то. Пойдём скорее.

Аполлон. Ты, правда, думаешь, что мы найдём её?

Пан. Обязательно. Не её, так кого-нибудь другого. (Уходят.)

Аполлон (за сценой). Мне другой не нужно.

Пан (там же). Ну значит, её.


 
Олег Дарк

Олег Дарк

родился в 1959 году. Окончил филологический факультет Московского государственного университета. С 1981 по 1995 гг. сменил много работ: от музейного сотрудника до вахтёра и сторожа на стройплощадке. Автор сборника рассказов «Трилогия» (1996). Публиковался в журналах «Дружба народов», «Знамя», «Вопросы литературы», «Старое литературное обозрение», «Новое литературное обозрение», «Пушкин» и др., альманахах «Стрелец», «Вестник новой литературы», «Комментарии», газетах «Независимая», «Литературная», «Общая» и др., на сайте «Русский Журнал», в интернет-журнале «TextOnly» и т. д. Комментатор изданий Ф. Сологуба, В. Набокова, В. Розанова. Составитель антологий «Проза Русского Зарубежья» (в трёх томах; М., 2000) и «Поэзия Русского Зарубежья» (М., 2001). Живёт в Москве.

Олег Дарк в «©П» №9
  ©П · #7 [2006] · Олег Дарк <<     >>  
Реклама от Яндекс
Hosted by uCoz