©П · #3 [2001] · Юрий Цаплин | |
<< | ¶ | >> |
МЫ ЕДЕМ НА МОРЕ1. ЯППИ ...После этого, Мария Трофимовна, вы переходите на рабочий диск, выбираете вот эту иконку и перетаскиваете на неё свои файлы. Только дополнительные пэйдж-брэйки в конфигурации надо запретить. Хорошо, Саша. Мария Тимофеевна, и откорректированный-как-мы-договорились перечень мне тоже распечатайте. Конечно. А ничего, если я сделаю завтра? Хм, завтра? говорю я, и гляжу на часы. Ого, уже семь! Мария Трифоновна, да ведь почти всё готово... Давайте закончим. К тому же завтра заново объяснять. Это соображение окончательно утверждает меня в собственной правоте, и я перехожу к ежевечерним процедурам. Машина сорок минут жужжит лентой, сохраняя результаты дневной работы, а системный администратор (он же исполняющий обязанности начальника технического отдела, и всё это я) строит планы на вечер и мусолит малозначительные воспоминания. Сегодня утром я встретил Костика, он тоже пилил на службу. Мы чинно поговорили о курсе доллара и о модной шинной спецификации. Нас таких идиотов на длинной утренней улице было пар тринадцать: задроченные бытом яппи, мы шли в свои банки и офисы. В костюмах и галстуках посреди этого дешёвого города похожие на проповедников по найму. Коммивояжёры Бога с цветных постеров журнала «Пробудись!»1. Улыбчивые люди приносят мне этот журнал каждую субботу, и всю неделю я заворачиваю в него свои завтраки. У меня есть любимая фраза из одной их научно-популярной статьи: «Иегова Бог устроил мир так, что точка замерзания воды приходится на ноль градусов Цельсия». Кроме того, хоть об этом не пишут в «Пробудись!»КБ, Иегова Бог устроил, что речка Лопань протекает прямо под общежитием нашего института. Подрастающее поколение профессионалов бросает в эту реку пищевую жесть и пакеты с мусором. Не знаю, зачем я здесь это рассказал. Однажды, под выселение, мои друзья выкинули туда же телевизор. С восьмого этажа, на удлинителе, и, говорят, некоторое время в полете он продолжал показывать. Говорят, это было сюрреалистично. Что касается подрастающего поколения профессионалов, то вспоминаю, один наш преподаватель успокаивал: «Не бойтесь, что молодые будут знать больше вас. К тому времени, когда они придут на работу, вы должны стать начальниками». Я стал и теперь с ужасом жду прихода этих ублюдков. Радуюсь, что приходится делать всё самому. Минут двадцать ещё сидеть. Нет, минут двадцать пять. Вадик всегда снимает трубку после пятого гудка. После пятого гудка двери восприятия отворились и я сказал: Ну что, идеолог? Выкристаллизовал свои придумки? Чего? спросила трубка. Снёс яички, говорю? Ага... сказала трубка голосом Вадика. В рожу хочешь? Ты, это, чайничек-то поставь, сказал я. Двери восприятия возмущённо захлопнулись. 2. АВТОБУСПуть к дому Вадика никогда не занимал у меня много времени, за исключением двух случаев. Случай первый: я шёл к Вадику, сильно задумался, а перепутавшие ноги повернули с приятной дороги на привычную таким образом я оказался на автобусной остановке. Продолжая быть сильно задумавшись, я довольно долго ждал автобуса и довольно обрадовался, когда остановился какой-то левый2. Я сел. Автобус не отъехал сразу а продолжал стоять с открытой передней дверью. Что, опять-таки, для служебного автобуса было нормально. Народ трепался, а я сидел тихонько сзади. К этому моменту я окончательно забыл про Вадика и считал, что еду в институт поговорить с завкафедрой насчёт возможной аспирантуры. Мне, в общем-то, хотелось, чтобы автобус уже отчалил, но, с другой стороны, конкретной договорённости не было, и я мог прибыть на кафедру когда угодно. Было немножко неприятно, что я, по-видимому, слегка накололся с этим автобусом, потому что наверняка за это время, пока он стоял, к остановке подходили рейсовые, на которых я мог бы уехать. Но, с другой стороны, я занял сидячее место а там бы, в лучшем случае, трепыхался, сдавливаемый, на ступеньках задней площадки. Из разговоров я понял, что заводчане едут на медосмотр, каковое обстоятельство успело меня встревожить лишь слегка тем, что плановых остановок не будет и мне придётся просить свою, тут-то в автобус взобрались одна за другой две одинаковые тётки, и он закрылся и завёлся. Развернулся и поехал в совершенно перпендикулярном направлении. Люди знающие поймут, что совершенно невозможно было броситься и убеждать водителя остановить и выпустить вообще, меня, видимо, считали здесь за своего, просто молодого-зелёного и новенького, и из другого цеха. Единственный левый пассажир в салоне почему-то только я один с остановки купился на этот автобус. Мы славно проехали центр города, и продолжали пересекать на запад. Стоял красивый зимний день и всё такое. Наконец, автобус въехал во двор какой-то хитро спрятанной ведомственной поликлиники: мне, тихонько вышедшему в строю этих хороших, наверное, дай им Бог здоровья, людей, удалось почти незамеченным отхилять за ёлочку и, таким образом, увильнуть в этот раз от всеобщей диспансеризации. О том, что изначально я шёл к Вадику, я вспомнил через три дня, то есть сейчас. Копирование успешно завершилось, я вытащил ленту, отнес её в сейф, запер, на обратном пути повыключал технику, уселся, позвонил Вадику и спросил: Ну что, чайник выкипел? Какой, к матери, чайник? спросил Вадик. Он был явно не в духе. Ну, помнишь, я должен был к тебе зайти? Тоже мне, почётный посетитель. Не зашёл и ладно. Ты же знаешь, чай у меня не застаивается. А кто у тебя? Наши? Сидят, гоблы, неопредёленно ответил Вадик и, насколько я его знаю, пнул с этими словами кого-то из гостей. Так я это... предположил я, но Вадик перебил меня и сказал: Не. Завтра экзамен. Через полчаса всех выгоняю. Вот Андрей и Ветал собрались на речку, пойдёшь с ними? Святое дело, сказал я. Передай, через полчаса возле метро я их жду. Как работа? спросил Вадик. Нормально. Спасибо. Ну, я пошёл. Нет, это я пошёл, сказал я, кивая уходящей Марии Трофимовне. А ты, студент, сиди. 3. ЕЩЁ АВТОБУСВместо второго случая, как я долго шёл к Вадику, я лучше расскажу два про Ветала, потому что они тоже автобусные и хорошо коррелируют с тем, что я уже написал. А впрочем, случаи ерундовые и нужны мне для затравки. Веталу надо было на Залютино, а он сел не на тот автобус. Дело происходит зимой. Автобус едет, Ветал выглядывает в окно и видит всякие сосны и просторы, беспокоится. Остановок долго нет, а когда есть, обеспокоенный Ветал аж выскакивает. Место, куда он приехал и где уже сгустились сумерки, называется Солоницевка. Перейдя заносимую снегом дорогу, Ветал ищет остановку автобуса назад. Он находит павильон из жердей, без крыши. Шастают какие-то люди, вроде бы ждут, уходят опять, очень темно и уже за девять. Из разговора очередных пришедших Ветал слышит, что они едут «в Харьков»... До сих самых пор Ветал считал, что он хоть и не там, куда собирался, но где-то рядом; и уж никак он не мог предположить, что окажется за городом в начале-то ночи, в двадцатиградусный крепчающий мороз, в холодной курточке! Вообразите же всю остроту охватывающего Ветала херового предчувствия, когда вскоре он остаётся на остановке один и понимает, что люди, отчаявшись дождаться автобуса, просто разошлись по домам и что ему здесь расходиться некуда. Ветал сгребает в кучу остатки внутреннего тепла, пересчитывает наличность и, поправляя шарф газетной толщины, выходит из павильона на обочину. Вечер, снегопад, хреновая дорога. Когда Ветала довезли до мест городских и знакомых, там царила безнадёжная ночь. Что значит, было уже полпервого и метро закрыли. Ветал вновь пересчитал наличность, отвернул уши у норковой шапки, снял шарф и обмотался под курткой в пахах. Ему предстояло пешее путешествие, подобное которому мы с ним уже однажды предпринимали но то была весна, день и «Кока-кола» в торговых палатках. Мы были оснащены фотоаппаратами, любили всё, что видели, и называлось это «городской туризм». Теперь же Ветал не мог ничего такого видеть, потому что была ночь. Он просто пересекал город с запада на север, сморкался в обледеневший платок и, пользуясь одиночеством, пел довольно громко маршеобразные песни. Чудесная повесть, придется на ней и закончить, потому что я уже на подступах. Я уже подхожу к метро и даже думаю, что вижу Ветала и Андрея. Да, это они. Мы здороваемся, а затем Андрей лезет в карман и ссыпает мне пригоршню тёплых семечек. 4. МИФОЛОГИЯ ОКРАИН Лучше подкурить и умереть чем умереть и не подкурить. Сказал Андрей, и пошёл через кусты к чужому костру. Там зашевелились навстречу. Лохматый дядька вставал к Андрею, Андрей, демонстрируя сигарету, шёл, а на нас с Веталом, остановившихся за кустами, вдруг что-то надвинулось. Кто? опасно спросил надвинувшийся. Недобро рассмотрел наши лица и отхлынул, полез в кусты за Андреем. Кто это был? спросил я шёпотом. Гущин-младший, тихо сказал Ветал. Я его пять лет, как на районе не видел. Ветал пять лет не видел Гущина-младшего; потом Гущин-младший вынырнул из темноты, чтобы понять, кто мы такие и надо ли нас бить, и исчез, и ещё пять лет, может статься, о нём не будет ни слуху, ни духу. (Здесь по идее напрашивается какой-то вывод например, «такова жизнь», только я не уверен, что это то, что надо. Поэтому продолжим.) Теперь сначала мы пошли по традиции поссать с обрыва. Вы скажете, это глупо? А я скажу, что нет. Это круто. Ссым мы не с любого обрыва, а со специального, ещё он называется Мыс Великого Кострильщика, но это, наверное, отдельная история. Зимой мы любим ходить туда по льду, и вообще любим ходить и бегать по льду, а сейчас река отражает, размазывая, огни района. Наши струйки падают далеко и шелестят почти неслышно. Вокруг ночь, вода и прозрачный глубокий воздух. Сзади лес, а впереди, в воде, огни, а за водой, за каналом, подымается берег, там дорога с редкими троллейбусами, каштаны, столбы, фонари, тротуар, газоны с полынью и кустами, и дома, чьи огни отражаются в канале. Этот район называется Пески, потому что построен действительно на песках, намытых земснарядом при расширении водохранилища. Сейчас, в общем-то, ещё не ночь, а вечер; полнее других светятся ряды кухонных окон. Погляди кто в окно, на фоне леса нас наверное не видно, только переблеск серебряных струек в лунном свете. У них там на кухнях жарко, шумно и хлопотно; здесь у нас тихо, спокойно и хорошо. Вот я как-то писал3, что Вики больше нет а она есть, и родила ребёнка, и собирается разводиться с мужем. Вот её дом прямо перед нами сразу за водой, дорогой, каштанами и газонами. Иногда, стоя на этом обрыве, мы говорим, что Вика могла бы нас видеть, или слышать, по крайней мере. Но сейчас мы писаем молча. Я думаю о Вике. Вика один из центральных персонажей нашей мифологии. Она живёт, почти позабыв о нас, и не знает, что для нашей компании её имя. А между тем она отсутствующая муза нашего общества. Ещё более волнующая своим отсутствием. Примерно так я думаю, а потом мы по очереди вжикаем зипперами, и Андрей, который с Викой вообще знаком только по телефону, и то не очень успешно, Андрей говорит: «...» 5. ЛИФТВ общем, говорит что-то, а Ветал ему что-то отвечает, и спрашивает в свою очередь у меня, а я молчу. На этом разговор заканчивается, мы приходим на пляж. Ночью на городском пляже гребешки песка уже холодные и влажные; но если сдвинуть верхний слой, то под ним песок сухой, и сухие песчинки приятно щекочут пальцы. В остановившейся на ночь воде отражаются огни насосной станции. Закрыв глаза, через некоторое время можно совершенно освоиться. Слабый писк летучих мышей и тихие переговоры отошедших к кустам мужиков. Вика. Почему-то я продолжаю думать о ней, стоя здесь. Что такое любовь? Доводы и методы; опыт и ласковые слова; умиление, злость, встречи; длинная память. Поди ж ты, ничего этого у нас толком не было. Мне хочется увидеть Вику. Наполовину выпив принесённый баллон домашнего вина, мы прячем в куст ёмкость и покидаем пляж. Пересекаем два холма, перешеек, сосновый лес, хотя какой это лес, здесь днём трамвай ходит, и вот мы уже с другой стороны канала, под каштанами. К Вике мы поднимаемся на грузовом лифте, и я, нервный как в кино, расхаживаю по кабине. Хотя я настроен на философский лад и знаю, что это всего лишь очередное прощание с молодостью, что-то во мне от этой предстоящей встречи дрожит и дёргается. Дверь открывает Викина мама. Добрый вечер, Мария Трофимовна, говорю я. Саша? Вы нас извините, жмусь, за позднее вторжение. Вика спит? Вика здесь уже не живёт, говорит Мария Тимофеевна, и вздыхает. Они к Тимуру переехали. Что же ты днём не спросил? Ёлки-палки. Ничего. До завтра, вежливо говорит Мария Трифоновна и улыбается ехидной Викиной улыбочкой. Уже точно за полночь. 6. ПЛЯЖМы спускаемся пешком с тринадцатого этажа и бредём к воде. Это ужасно, говорит Ветал. Что, опять пойдём обходить этот вонючий канал? Давайте как мужики пересечём его вплавь! В натуре, говорит Андрей и стягивает мастерку. А вещи? спрашиваю я. В руках, говорит Ветал. Знаете что, говорю я раздевающимся юношам, давайте всё мне, я иду в обход. Не сходи с ума, говорит Ветал. Кончай гнить, говорит Андрей. Не ссы. Нет, правда. Хрен с тобой, говорят мне и отдают шмотки. Не теряя времени, я отправляюсь в путь. Вероятнее всего, нет поражений, нет побед, только белый шум бытия. Но мы будем считать, что есть поражения, и победы тоже есть. В таком случае, я несомненно потерпел поражение. Вот только победила ли ты? Ничего ведь в жизни на самом деле не сходится: диагноз с болезнью, проигрыш с выигрышем, переезд к мужу с желанием развестись, да? Ничего не сходится, ладно, но всё вокруг красиво, то есть эстетично, то есть достойно, казалось бы, описания... мало этого или не мало? Хоть что-то в мире имеет значение? Но по-настоящему вопрос не в этом. Вопрос в том, плевать мне на это или не плевать. Проходя мимо открытого канализационного люка, я испытываю тупое желание отправить туда все взятые на себя обязательства, а самому отправиться баиньки. Нет, ничего, до камышей-то я дойду. А вот уже лес, а вот два холма, раз-два, я на пляже. Андрей и Ветал фыркают как лошади, трясут головами как собаки и, жаждя одеться, набрасываются на меня со словами приветствия. На нашем месте сидят три пьяных индийских студента с пластиковыми стаканчиками и бойко треплются на пиджин-инглиш. Зайдя братьям за спину, мы добываем и допиваем баллон, результатом чего в моём восприятии наступает какой-то провал: небо уже сразу серое, я сижу на сыром песке и наблюдаю канал. По утренней глади плывёт незакрытая бутылка, тщась выглядеть лжесвидетельством пребывания разумной жизни на этой планете. 7. МОРЕТой жизни, о которой я понял три вещи: 1. Всё, что имеет значение, растворено в том, что значения не имеет. 2. Пустота способна заполнить собой всё. 3. В конечном счете человек стремится стать таким же индифферентным, как мир (что называется мудрость, буддизм и всё такое прочее). Я сижу и думаю эти три мысли по кругу подряд. А потом мы идём и я хочу стать таким же индифферентным, как мир (что называется мудрость, буддизм и всё такое прочее), но всё-таки беспокоюсь, выходной сегодня или нет. Когда я спросил об этом у Ветала, он засмеялся. Я спросил у Андрея. Солнце светит во все щели, сказал Андрей, приятно заморгав (как в кино, когда сеанс закончился и включили свет). Это мы долго шли по-над плотным забором, а теперь пошёл редкий. Чтобы сократить себе путь, мы выломали доску и пролезли в дыру, и там, освещаемые ярким девятичасовым солнцем, остановились. Ну и погодка! сказал Андрей. Мужики, мы едем на море. 19961998 ВСЕХ НАС ЖДУТ ЗАБЫТЫЕ МОГИЛКИ
|
Юрий Цаплин (1972, Харьков). Проза: «Новый мир», «В кругу времён», «Вавилон», «Окрестности», «Очень короткие тексты», «©П», «Наш», книга «Маленький счастливый вечер». Стихи: «Точка опоры», «Паноптикум», «Время Ч». Сетевые публикации прозы, стихов, переводов в журналах «TextOnly», «Лимб», «Литературный арьергард», «Византийский ангел», «Литературный дневник», «Молодая русская литература» и проч. Мы едем на море Всех нас ждут забытые могилки Как я привёл девушек «сегодня видел...» Юрий Цаплин в «©П» №1 Юрий Цаплин в «©П» №10 |
1 К. Б. <...> точное название журнала «Пробудитесь!» Коли и вправду регулярно заворачивал в него завтраки, мог бы <...> запомнить... Тоже мне, магический реалист... <...> К. Б. Интересно, кто на это должен ответить: реальный автор?.. имплицитный?.. эксплицитный?.. нарратор?.. ауктор?.. Кто заворачивает рассказчику завтраки в дебильно улыбающиеся рожи пробудистов? Ю. Ц. Они свою образованность хочут показать. 2 Ю. Ц. Для не-жителей Харькова: так в моём городе называют автобусы со стороны не маршрутные, но едущие по маршруту, потому что водитель не дурак подкалымить. Толкуя шире, «левый» это посторонний, блатной, не тот, не годящийся, неподходящий. Раз уж меня занесло в примечание, расскажу туапсинскую историю. Мы едем из Ольгинки в Туапсе в таком вот (а на деле, совершенно другом, конечно) «постороннем автобусе». На очередной остановке входят и подсаживаются к нам нехарьковские девушки (москвички, должно быть), интересуются, почём билеты. «Да это левый», следует небрежный ответ, повергающий девушек не то что в абсолютное недоумение, но даже в некоторый испуг... И хотя оный испуг стоило немалого труда развеять, патриотическим этим происшествием я очень горжусь. 3 К. Б. Где ударенье будем ставить? 4 Автор просит прощения у тех харьковских читателей, которые обнаружили в рассказе ряд исторических и житейских несоответствий. Видит Бог, перевыдумать действующим лицам имена или перенести действие в третью страну5 было бы куда постыдней, чем пренебречь хроно- и фактологией ради решения художественной задачи (пусть и ложно понятой). 5 К. Б. Почему «в третью»? С первой ясно, да вторая где?.. 6 А. К. Твой вариант? К. Б. А я трёх. А. К. А вчера? К. Б. А вчера я и сам был хороший. |
©П · #3 [2001] · Юрий Цаплин | << | ¶ | >> |