©П · Андрей Краснящих | << |
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЛЛЕЯ Глупости, директор прислушался к своему голосу. Глупости детей называть обезьянами, обезьянами. У нас духовно-православная школа. Не католическая, не исламская, не синтоистская, не вуду. Истская. Он снова послушал, о чём говорит. Не вудуистская, а духовно-православная. А вы... «обезьяны». Родители жаловались на вас. Ну, пусть не обезьяны, пусть уроды, выродки, орала учительница. Казалось, она знает, о чём говорить. Пусть с ними физрук-анатолий работает, а я ничего им давать не буду. Сегодня тему дала, Кириллов, запиши тему, он самый спокойный, талантливый. Посмотрите на доску, читайте. На доске было написано «Классная работа!», потом дата, потом «тема урока: Бог везде сущий». Глупости, сказал директор. Ведь с одним «с», значит просто безграмотные. А не обезьяны. Родители вас дарвинисткой называют. Я дарвинистка? А почему они «Шахерезада» по слогам говорят? Шах-ер-из-ада, старательно проговорил физрук-анатолий. Паузу, паузу после «ша» делайте. Они говорят через запятую. Вот так: «Ша! Хер из зада!» И всё-таки не обезьяны. Зачем это надо человека обезьяной называть? А зачем они на той неделе уроки сорвали? В планетарий пошли. Всем классом! В планетарий? директор, казалось, был слегка задет. Сами? Почему без вас? Вот и я говорю: «Почему без вас?» Ладно, говорю, хотите фольклор будет вам фольклор. Повела их в кукольный театр на узбекскую пьесу, про Палвана Качаля, так они весь спектакль орали «Палван Качаль», думаю, нравится, на бис орут или ещё как-нибудь, они и на бис умеют поорать, если надо, пошла-купила им билеты на завтра на «Манас», лучше в театр, чем в планетарий. Иду обратно, слышу «Палван Качаль!», «Палван Качаль!», девочки ржут. Чего, думаю, девочкам ржать. И вдруг ясно слышу, что они кричат не «Палван Качаль», а «Болван, кончай!». Слава Богу... Директор вскинул вверх палец. ...актёры не дождались. Ведь сволочи же, обезьяны. Глупости. Дети всегда так смеются и играют. И не... Анатолий, достаньте. Физрук-анатолий, улыбаясь, достал из-за спины кусок парты и показал директору. На парте было зачёркнутое четверостишие. Оставались лишь рифмующиеся слова первых двух строчек: aa--: **** Иисуса Назарея / ***** гонорея / ******* / *******. Самое гадкое я зачеркнула. В Новом Завете смотрели? спросил директор. Не цитата? Смотрела. Не цитата. Песнь Песней? Я смотрел, сказал физрук-анатолий. Нет. В планетарий сами это очень, очень плохо, сказал директор. Все ходили? Все. Аркаша Никакович не ходил. Странный мальчик Никакович, весело заметил физрук-анатолий. Слабохарактерный и все время вялый. А почему в планетарий не ходил? спросил директор. Он говорит, сочинение писал. А где сочинение? Вот, физрук-анатолий, как бы шутя, достал из-за спины тетрадь. Я говорила про лето, а он написал о счастье. Но вообще-то вольная тема. Лето, счастье, я и подумала. Директор снова поднял палец, но на этот раз не так высоко, где-то на треть прошлого расстояния, и взял тетрадь. «Тетрадь для домашних сочинений по...», «Тема...», «План». «Глава первая. Если бы Бог был мной». <...> если бы Бог был бы мной, то жил бы у моих родителей. На улице Социалистической. Тогда бы день рождения у него был в феврале, и мы (зачёркнуто) они бы праздновали Рождество 6 февраля. Да и другие праздники, Пасха, Троица, Вознесение тоже <...> «А если в июле? подумал директор. Пасха зимой. Яйца...» Мама бы утром целовала бы его и говорила бы ему «Аркаша». «Славик, подумал директор. Опять уссался? Простыню на балкон». И по вечерам бы целовала бы и говорила «Аркаша!» «Руки на одеяло, чтобы я видела!» <...> читал бы книги Ремарка и думал, почему у него нет друзей. А потом бы Винни-Пуха и думал, что у него есть друзья. <...> тогда пацаны со стройки дали бы ему велосипед и сказали бы <...> «Жид, пошел вон отсюда, жид». <...> он мог бы набить бы мяч тридцать раз, но шесть точно, и девочка Лена <...> «Девочка Катя в больших дурацких очках, самая уродливая в классе. Господи, почему в их доме всегда так воняло? И главное чем? Потом, несколько раз, такой запах от стариков на скамейке. Что-то сладкое. Sweet. Девочка Света досталась Сереже, а девочка Катя жила через дорогу. Потом, если видел рваный халат, передёргивало всего, как в первый раз». <...> он любил бы моего папу, а когда узнал бы, что это не его папа, то все равно бы любил, потому что <...> «Папа!» <...> по воскресеньям папа как всегда водил бы его в парк культуры и там он бы катался на чёртовом колесе и русских горках, а папа бы читал бы газеты со стенда на аллее, а потом бы и он сам смотрел карикатуры в «Крокодиле» и «Перце», а папа <...> «Папа!» <...> будет <...> «Не будет!» <...> будет всегда. И читал бы на уроке вместо Ветхого Завета Бианки, потому что про зверей интереснее <...> Директор оторвался от тетради и сказал: Лидия Павловна! Да? мгновенно отозвалась учительница. А... Вы... Мы там плакаты ко дню Конституции получили, пойдите выберите себе два. Нет, три. Идите. Физрук-анатолий тоже вышел. <...> конечно он был бы самым умным мальчиком в классе, но может кроме физкультуры <...> «Конечно». <...> и Лидия Павловна всегда бы смотря на него, говорила всем <...> «Обезьяна! Сама обезьяна! Мой окурок в унитаз ведь бросил приносит из мужского туалета и говорит: "Посмотрите". На что там смотреть? Рваный халат. Планетарий. Ложки, все коричневые. Запах. Планетарий. Сама пойдёшь в планетарий, одна и дезодорант от коллектива на восьмое марта. И зубную пасту. Бунюэля хочешь? Будет тебе Бунюэль. Вчера же был? И завтра будет. А вот тебе Бунюэль, вот тебе Бунюэль, вот тебе». <...> Бианки, потому что про зверей интереснее, но людей бы он любил бы больше всего, особенно маму с папой <...> «Папа!» <...> особенно маму с папой, как и (зачёркнуто). Но в возрасте тридцати трёх лет, конечно <...> «Конечно». <...> пока не исполнились все самые дорогие желанья. <...> и когда бы он догадался <...>, то тоже любил, потому что <...> все люди, потому что все любят одно и то же, даже если <...> «Господи-ты-боже-ты-мой-аркаша-дверь закрой. Откуда в тебе? Почему ты решил, что я тоже? Кто рассказал? Почему любить всех? Его любите, всех любите. Рваный халат. Конечно, закрой дверь. Дайте, я сам. Как теперь сказать: "Придёшь с родителями?" Теперь всё время приходит сам. Ты к кому? Не видишь, мы с Лидией Павловной заняты. Что видишь? Вон! Обезьяна. Драный халат. Дрянь. Обезьяна. Кто сказал? Аркаша? Аркаша сказал? Пусть сам придёт. Мальчик мой, мне не нужен никто. Бунюэль, Бунюэль. Обезьяна». <...> думаю, он не совершал бы чудеса, разве только один раз, когда <...> «Чудо мое маленькое. Маленькое чудо. Отдай книжку». <...> конечно, когда бы он прочитал бы Новый Завет и всё про себя понял, то <...> «И всё про себя понял, когда прочитал бы Новый завет. Сколько поцелуев: Иоанну поцелуй, Андрею поцелуй. Даже Иуде поцелуй. И тогда всё про себя понял. Не понял, не понял ведь, дрянь. А ты всё понял, сразу понял. Почувствовал, пришёл. Некрасивый, слабый, вялый, как полюбить такого? Да, никак. Никак не полюбить. Как не полюбить? Никак не полюбить. Некрасивый, слабый, сладкий». И по вечерам бы целовала бы и говорила «Аркаша!» <...> и девочка Лена предложила бы ему дружить так, как она дружит с остальными, но потом, конечно, дружила бы только с ним до того самого момента <...> «Рваный халат!» Ведь не надо забывать, что он всё-таки Бог: у него было бы всё, что ему нужно, но главное у него бы был старший друг <...> «Дверь закрой!» <...> который <...> «Закройте дверь!» <...> учил бы его бы <...> «Да закройте же дверь!» <...> всему <...> «!Дверь!» <...> что необходимо <...> «!!Дверь!» И по вечерам бы целовала бы и говорила «Аркаша!» <...> <...> Конечно, надо быть реалистами, конечно. Думаю, что на пении он, может, и не очень-то пел. И не потому, что нигде не сказано, что Бог поёт, а потому что <...> <...> Бианки <...> «А ведь это не совсем то, чего ждут от нас родители. Обезьяны! Дверь. Скотство. Может быть, всё-таки Бунюэль. Знаете, он всё-таки... Рваный халат». <...> но главное у него бы был старший друг, который учил бы его бы всему, что необходимо; философии, астрономии, водил бы его в планетарий, а потом по воскресеньям вместо папы в парк культуры и сам бы катался с ним, где хочет, а потом бы они приносили вместе папе газеты из парка или из киоска. Он бы делал всё, что хочет, кроме: матюкаться, драться, врать, бить, подглядывать, обзываться. <...> Я думаю, если бы Бог был мной, ему не надо было бы умирать и он бы мог бы жить вечно. Он был бы очень дружелюбный и способный и конечно вырос бы настоящим лидером. Ему не надо было бы подставлять левую щёку, потому что его не били бы вообще. Конечно, может быть, и били, но не так сильно. Нет, его бы все-таки никто не предавал и не убивал бы, не плевал бы в него и не бил бы его плетьми, не смеялся бы ему в лицо, никто бы от него не отрекался, не смеялся бы, если бы он был мной. <...> Мама бы утром целовала бы его и говорила бы ему «Аркаша». <...> Хотя может, тогда бы его звали и не Аркашей. «Славик!» «Глава вторая. Если бы я был Богом». Если бы я был Богом, то тоже жил со своими родителями на улице Социалистической. «Ах, вот как?» Мне почему-то кажется, что Бианки бы я не читал. Вообще скорее всего я был бы освобожден от многих обязанностей: кушать, пить, может быть умываться, работать, ходить в школу. За счёт освободившегося времени мне пришлось бы делать что-то для людей: перестать войны, любовь, хорошая погода. Трудно сказать, были бы у меня друзья. Смешно: «Эй, Бог, полазь с нами по стройке». Но с другой стороны мне бы никто не сказал: «Эй, Бог, поменяйся с Сашей, ты на воротах стоишь как последний мелкий поц». Точно, не было бы у меня друзей. Бог это тайна и друзья ему не нужны. «Стыд унисона. В детстве хорошо помню, может, только это и помню из возраста двух-трёх лет никогда не плакал, если рядом начинал плакать кто-то другой. Стыдно ещё больше, чем больно. Потом туалеты без дверей, кто-то тужится, ты заходишь и выходишь. Не у всех. Кто-то безразличен к унисону». Вот что точно нельзя мне было бы, так это девочку. Вот это уж никогда. Девочки всегда заняты своими подругами. «Давай с собой Олю возьмём, ты знаешь, этот её бросил, и ей так сейчас плохо. Ты ведь не против?» Я бы быстро переделал бы все важные дела, стал бы взрослым и начал учить людей. «И начал учить детей. Маленьких и глупеньких, совсем маленьких и совсем глупеньких. Совсем-совсем маленьких, совсем-совсем глупеньких. Философии и астрономии. Хочешь со мной в планетарий? А ведь это не совсем то, чего ждут от нас родители». Смешное слово педагог. Оно напоминает мне <...> «Дверь!» <...> левую щёку и ещё много всяких умных вещей. Странно, что никто до сих пор до этого не додумался. А может додумались, но молчат. Я бы не стал молчать о таком. Я бы научил всех. Я бы собрал мальчишек, и было бы много учеников, и всё им рассказал, всё-всё, чтобы они сами решили, что теперь им делать. И они бы мне сказали <...> «Что всегда ждали такого Бога: нежного, любящего, все понимающего и прощающего, потому что уже устали бояться Бога мстительного, за всем следящего и наказывающего». <...> потребовал только одно. Я не понимаю, как можно не понимать такой простой вещи и ещё и претензии к Богу. Да, мёртвые хоронят своих мёртвых и оставьте отца с матерью. Я это понял с самого начала. Вот у Магомета было двенадцать жен, а у Иисуса Христа двенадцать апостолов. Это же ясно. Что же тут объяснять? Говорят, в этом случае он поступал бесчеловечно. Как раз в этом случае он и поступал человечно, а бесчеловечно, нечеловечно, как Бог, в других случаях: воскрешать, кормить пятью хлебами, останавливать бурю. <...> Странное слово педагог. Оно напоминает мне двух великанов богатырей Гога и Магога, которые <...> «Самое сложное сказать им то, что они ждут и хотят услышать, потому что они давно заранее подготовили свои ответы. И сила плохо, и слабость плохо. Обхамят ухожу и ругаю себя за то, что не нашелся ответить, быстро, убивающе отреагировать, а если сам нахамлю в ответ ругаю себя за грубость, бесстыдную бессердечность. Суметь бы отчётливо сказать то, что все и так видят, это будет совсем другая сила». Поэтому мне кажется, что как раз этого мне и не простят. Вот ту бесчеловечность: кормить, чудеса делать, лечить рукой простят, а человеческое не простят. Когда я начну всех учить, будут хватать и бить, хотя Бога бить нельзя. Мама расстроится. Она хочет, чтобы я был хирургом. <...> одно хорошо мне бы все молились, и я бы знал <...> «И я бы знал!» <...> эй, Бог, поменяйся с Сашей! <...> Бог не играет в футбол. Бог может всё, но многие вещи я не делал бы точно: матюкаться, драться, врать, бить, подглядывать, обзываться потому что если б я матюкался, дрался, врал, бил, подглядывал, обзывался <...> <...> Мне стыдно за то, что я пишу не то, что думаю. Так никто никогда не становился Богом. Я думаю, если бы я был бы Богом, то мне было бы в два раза хуже, чем теперь. Сначала бы меня никто не брал в друзья, а если бы что, говорили: «Иди отсюда, жидок» и никогда бы, получи хоть сто пятерок, никто бы не завидовал и не приходил ко мне. И никогда ни один человек, даже <...> даже когда я <...> не спросил <...>. А потом, когда вырос, меня бы предали, оклеветали, бросили, в меня бы плевали и меня бы распяли. Если бы я был бы Богом. И каждый, кого я любил <...> «И тот, кого я любил». Вот поэтому я и думаю, что если бы Бог был мной, ему было бы плохо, а если бы Богом был я, плохо было бы мне. Хотя на самом деле всё не так. Директор отложил тетрадь, поднес указательный палец к виску, сказал «пыф» и упал лицом на стол. [ 26-27.07.2001 ] |
|
|
©П · Андрей Краснящих | << |