|
ПОЧТИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПАРИЖ
* * *
Харьков
про-
из-
ношение
ваше
смягчит,
позакруглит углы,
будь вы хоть москвичи,
двуглавые... орлы,
хоть нижегородцы
(на волжских волнах
бултыхаете в гласных ногами).
Наши площади, наши «га»
занесут вас по грудь снегами.
Омичи, вятичи, чудища хоть,
хоть иностранцы и вуйки,
дремотный наш выговор коть-коть
укачает в панцирной койке
все диалекты, говирки, акцент...
Нянька-фонетика: бусы, кошёлка.
Глухие, свистящие, как леденец,
легендарные «шо» натурального шёлка.
Харьковский, горький, глухой инструмент
(нехватка зубов? осипшие связки?),
густейшая образность, старый мёд,
исцеляющий язвы.
* * *
Мама на склоне лет изменила Бальзаку с Набоковым.
Вкус её истончился, как норковый воротничок
пальто, повидавшего много зим замызганного, убогого,
но подчёркивающего ещё пухлость щёк.
А Бальзак Оноре?!
Не ори! Ну и что?
Написал миллион миллионов романов,
а верней, миллион миллионов обманов,
пыльных, громоздких, и вообще...
В нежном возрасте (пятнадцать лет)
соседка украла его иллюзии
а может быть, он их сам нечаянно потерял.
Дальше понятно: любил роскошь, нажил пузо,
дальше тоже понятно: одышка, долгов петля.
Печально...
Конечно. В одном он прав Человеческая комедия!
Двадцать четыре тома. Почти параллельный Париж.
Сюда пока ещё не добрались масс-медиа.
Но доберутся и наживут вполне приличный барыш.
Нотр-Дам. Растиньяк. Рюбампре... Оноре!
Слышишь: всё из этого толстого имени.
В белом саване, как земля в декабре,
его статую время на улицы вымело.
И даже мама... Ну что ж, её можно понять:
блестящий Набоков, острота, совершенство,
дар, язычок бле-е-едного огня
и непостижимый язык жеста.
* * *
Я машина для письма.
Такая вот канва, тесьма
жизни шёлковой моей.
Ни людей и ни зверей
по сюжету не дано,
а только книги и окно,
орфография и стиль,
пальцы тонкие плести
что-нибудь из слабых нервов
перекинуть в двадцать первый
век
метафор и гипербол
линь стянуть края веков
для чужих грузовиков.
* * *
Поцелуй меня, долгая-долгая ночь,
и залей своим горьким густым шоколадом.
Поздней осенью свет и противен, и тощ.
Моей чёрной душе его даром не надо.
Побеседуем. Только не про
феминизм.
Мы сластёны, и любим молоденьких мальчиков
их жемчужных хребтов затухающий низ,
гул их тёплых сердец, остроту и
обманчивость.
Моих глаз утомлённых два серые волка
не рыщут, а ропщут во тьме перекрёстка
и воют на бывшие чьи-то окна,
на холод луны и на осени остов.
Стекольщик-ноябрь, играя алмазом
в пальцах шершавых, унылость картин
луж
застеклил льдом одноразовым.
Держись за меня, ночь,
не упади.
* * *
Ты бы как бы вроде любишь
временами (да?) меня.
Под искусственною шубой
будто.
Грубо, будто в шутку
колокольчики звенят:
пуговки моих секретов,
змейки (змеи!) твоих тайн
вазелиновых атлетов,
сливочных Лолит и Тань.
Тра-ля-ля. Литература
камасутра для ума
как бы. Медный джаз абсурда.
И не надо обнимать
никого на самом деле
в жизни, в смерти, в мыслях, в теле.
Липа липкая палитра
для тебя. А мне молитва...
* * *
Вот и остались: злость и нежность.
Ты что-то пишешь вдалеке
и втайне. Терминов поспешность
дрожит в натруженной руке.
Кому ты пишешь умно, тонко?
Себе ли? Городу и миру?
Читателю? Врагу? Ребёнку?
Тому, кто будет жить в квартире
твоей лет эдак через тридцать?
Июнь себя спалил дотла
в который раз. И стонут птицы
за пылью твоего стекла.
Душа любви (заменим слово),
душа души моей молчит
и терпит пухлая и голая
(и слава Богу!),
и счастливая,
так без причин.
* * *
Насобирайте счастьица впрок.
Кто его знает, как жизнь обернётся?
И мокрого снега сладкий сырок,
и вечер вот этот когда-то икнётся
и больно, и нежно... В шершавую варежку
напустите жучков осиянной рекламы,
пар горячих сосисок, какое-то пёрышко
и покупку в метро валидола для мамы.
Положите в карман жёлтый свет из окна
(пригодится лицо утереть,
когда вами займётся время-скорняк),
каждый градус из трёх на огромном
термометре.
Мне так нравится жить. Я бы всё собрала:
твой окурок, в снегу затухающий счастье.
Я бы всё собрала. Только память мала.
Не вмещается всё.
Только части.
* * *
Ноябрь круглой пяточкой (поздний ребёнок)
стучится в рёбра зимы.
Всё болит, как обычно бывает спросонок,
когда день ещё не умыт.
Всё болит. И растаяли те дома,
где блукала во сне ночью.
Бовари во многом была права,
потому и жаль её. Впрочем,
яду, ядов хватит на всех
ядов весёлых, быстрых,
пока ноябрь, грузно осев,
распределяет брызги
холода, хмури, лопнувших губ
(ах, как болит!), ворожбы и безвестности.
Я только делаю вид, что бегу
по несуществующей местности.
Такой вот вид терапии терпи,
не тревожь хрупкий сон хирурга.
По дну души помети, поскреби
хватит муки на булку.
* * *
Вот, например, взять куст
один,
засыпанный снегом:
тлен, клочья неба,
дырки... от пуль
дуэли.
Онегин.
Пересыпание манны. Покорность
ушек и лапок.
Притих под снегом и
помнит,
помнит
(другой бы плакал).
Эк, привалило... огромным счастьем.
Хлебные зимы.
Куст, растопыренный
небу
настежь,
летом хоть имя
имеющий
скажем, крыжовник
ныне лишь сгусток
узлов и крестов,
холодного шёпота,
писем и бусин.
И слабый звон идёт изнутри.
Исток? Нет, устье, скорее.
Пылающий куст знаменит,
но заснеженный больше греет.
* * *
...И в руке моей ну ни пёрышка,
серебряного, легчайшего.
Простите мне ваши пролежни,
простите моё отчаянье,
простите мне ваши простыни,
просветы, портреты, историю
безумия вашего (Господи!),
бреда обсерваторию.
Простите прекраснодушие,
посты, постепенность ухода,
петухов, прохладу пастушью,
петли мёртвых пилотов.
Я помню, и это единственное,
что я толком умею.
Плачьте, леса лиственные,
стоните и вы, сосны медные,
сойки, горлицы, вороны,
летайте над той горою,
летайте во все стороны,
летайте вместе со мною.
19972000
|
|
Нина Ивановна Виноградова
(Харьков, Салтовка) трудно сказать, кто. Родилась в 1958 под Харьковом. Автор книги Антология Эгоизма (Харьков, 1999) и самиздатовских книг Подоконник (1990), Струм, Свет Клином, Соло-вей, Память-Мачеха (1997), Найдёныш (1998), Прописи (2000). Участница коллективных сборников Верлибры Пушкину и Антология Русской Поэзии Украины. Публиковалась в журналах Арион, Алконостъ, Знамя, Смена (Москва), Византийский Ангел (Киев), Донбасс (Донецк), В Кругу Времён (Харьков).
Нина Виноградова в «©П» №5
Нина Виноградова в «©П» №9
|
|