©П · #11 [2009] · Юрий Литвинов | |
<< | ¶ | >> |
|
ИЗ ЦИКЛА «ЗА МУЗЫКОЙ»ПрологAndante cantabile как Данте вне табели о рангах поэтов, почти вне закона, некоммуникабельно: не Каином Авелю, убойным баранам прочти: незнакомо.
Рука графомана задорна. Труба граммофона бездонна и яро всхрапнула валторново горлом. Удав геликона свернулся кольцом. Примкнули штыки вкруговую покорно и рай обернулся концом.
Тысячекратный толп шарк двинул, бряцая, шаг в шаг, и, обречённый петь, твой голос умолк всплыл взмыл взвыл похоронный марш марш марш над головой, и покатил по мостовой даром извозчик-гром ломовой страха шершавый шар.
1981
Фюнебр I: Марш B-mollСколько раз скольких вас провожал я в рай. А сейчас проводите след мой. Оркестровой ямой разинув пасть, встань, почётный конвой Вселенной!
Сколько раз скольких глаз различал я блеск. А сейчас поползу слезою. Вот те раз: сколько за- упокойных месс, а о нас кто вспомянет-взвоет?
Встань и грянь, страх за грань! Встаньте, выученики масс! Эй, на площадь, муз пролетарий! Отгремела игра. Отлетел вопиющий глас. Летаргию стряхни, литавра!
Мразь и грязь, не вылазь, скройся, бледная немощь, с глаз! Вдарь, тарелка, подруга медная! Всколыхни все углы всхлипни, бедная удаль, глы- бой, сыграй-ка мне «День Победы»!
Ночь и день, темь и тень, не ведите за тот плетень не будите тугую тубу. Не губи- те раба. Разбуди ты, труба, к мундштуку примёрзшие губы.
Сколько раз скольких вас провожал ан-фас так, что харкало кровью горло! Сколько в раз надрывалось в натуге фраз! Скольких нас выгибало валторной!
Только хрип. Только храп окаянных каменных баб. Только всхлип. Только всхроп барабанной дроби Шопена. Только дробь. Только в гроб, но не в бровь в оба глаза, над вздрогом гроба гудит страна барабанит горохом в стену.
Сколько раз стольких вас, сколько раз этот век двадцат, провожали мы. Или вы нас? А сейчас: Человек! моцарт.1 И-и-раз: встали взяли пошли на… Вынос.
10 февраля 1984
1 Моцарт (жарг.) — музыкант военного оркестра.
Фюнебр III: баллада(Вариант записи)Жил однажды переплётчик, изо всех тянулся сил за высокой жаждой к ночи, с ног сбиваясь, всё спешил
над пустынными мирами за мирáжами летать, чтоб миры не умирали ум и рай переплетать.
И когда, тетрадь сшивая, в раж входил и напевал, в раз миражи оживали, поражая наповал
и тотчас, шитьё отсрочив, крепко в руки скрипку брал и, настроив, тут же прочих забывал и замирал
и, вздыхая, сотрясался, сердце пробуя на зуб, и смычок переливался музой в чистую слезу.
То, казалось, не «Гварнери» разливала мёд рукой, шёл, касаясь, снег, вернее, плыл прозрачный лёд рекой,
а крещенское crescendo за собой звало в полёт и трещал от восхищенья крест оконный переплёт.
Кто же знал, когда тот выдох пресечётся, дорогой. Напиши поэму, Фибих, чтоб играл её другой.
Поверните время, деньги. Я открою переплёт. Дайте год хотя бы, день бы, ночь, что воет напролёт,
как на автокатафалке не хотел он уезжать, кто совал под скаты палки, кто-то требовал нажать,
и нажали: он уехал, но никак мы не могли разыскать могилу эхо уходило в глыбу глин.
А потом в тоске запойной я по улицам бродил. Был похож на волчий вой мой, той луны не находил.
Чтобы стать единым звуком, я с лихвой земле плачу. Дай мне, будущее, руку, а не хлопай по плечу
будет утро: встанет солнце скрипку бережно возьмёт и струны лучом коснётся и поэма потечёт,
и от боли отвернётся мир, игры не вынося, потому что он очнётся вмиг, за музыкой несясь.
Клей застыл. Листы коробит. И рассохся корешок. Не рыдай его во гробе… если спор уже решён.
Жизнь волна. Любовь движенье. Я захлопну переплёт, чтоб веселием блаженным разлетелся вешний лёд,
чтобы тот, кто не споёт нам, спал спокойно по ночам в переплёте ночи плотном под покровами начал.
И была ли то баллада об ушедшем в мир иной, я не знаю весть была да скрипка скрыта пеленой.
3 января 1986
Фоно-граммаТемаОн выучит в раз назубок всё то, что вчера задавали, но позавчерашний урок припомнить сумеет едва ли и будет часами корпеть над Баховой музыкой скорбно, по лесенке Черни лететь и Скрябина переаккордывать.
И, место своё различив вне Шумановой партитуры, он вышумит всё же мотив и, вывернув клавиатуру, упрямо его повторит скрипучей шарманкою вальса и, кажется, вновь говорит смычок, что, касаясь, казался.
А в прочем ещё не беда похоже? похуже послушай: в горячке ревут города и матом врываются в уши. Останься за музыкой и токуй как глухая тетеря, а проигрыш в петушьи бои, поверь, небольшая потеря, так лучше долбить на ПК то есть underwood поневоле. Прощай, вундеркинд мой, пока бекар отличим от бемоля.
Вариация 1Он выучил фраз назубок из тех, что вчера задавали, но позавчерашний урок припомнить сумеет едва ли и будет часами корпеть над Баховой музыкой скорбно, по лесенке Черни лететь и Скрябина переаккордывать.
И, место своё различив вне шума новой партитуры, от тот же шаманит мотив и, вывернув клавиатуру, упрямо его повторит скрипучей шарманкою вальса: что чёрный смычок говорит, что, касаясь, Казальсу казался.
А в прочем ещё не беда похоже? похуже послушай: в горячке ревут города и матом врываются в уши. Так пусть же долбит ученик и выдолбит что-то такое, чтоб мир обернулся на миг и крик задохнулся покоем.
Вариация 2Все выучили назубок всё, что на завтра задавали, но я-то подзабыл урок и вспомню в срок его едва ли, так стоит ли теперь скорбеть об аховой Чаконе горней как чокнутый Феруччо впредь от местной масти до мажорной?
Я бы такое намутил в В-moll-ной мессе, отчубучив, что Отче б выучил мотив на тему Чаттануга-Чучи и повторял и повторял и повторял и повторялся, как Людвиг вам материал на-на-на-НА! намеревался.
Я лишь за музыкой рискну распяться, чем …овном распасться да видно было бы Луну, Давид, но надо оставаться и, распят музами, ну что ж, я в памяти Твоей воскресну. Ша лишь, но вы учили ложь, недоучили Песню Песней, а выучили куй! поймёшь.
1988 (запись 2 июля 2005)
Дерево и железоИ времени в обрез отпущено простором, и дерево, на срез поющее, молчит, но облетевший лес над белым косогором воистину воскрес в ночи.
Жаль, но времени ровно в обрез: проявить к песнопению милость древесины, что певчей явилась красотой кольцеванья на срез.
Так, но мы не оставлены жить в сердцевине певучего строя, чтобы мерой простору служить, чтобы времени зло золотое научилось на срез умирать откровением клятвенно-клейким.
Ан железного строя игра ужасает жестокой жалейкой.
февраль 1988
ИЗ ЦИКЛА «ПРАЗДНИКИ»Троица (Пятидесятница)И в комнате прохладно и светло день Троицы разбросанной травою вошёл звенит оконное стекло: пчела стекает каплей восковою.
А за околицей божественная хвоя: оплот иголок около ворот. Где было Трое нас осталось только двое, но дальний колокол покоя не даёт.
1982
Страстная пятницаА. С. Кравцу
…но пахнёт ли Родиной несказанной слово в руки род иной говорок чёрно-зелень памяти осиянной, и Земли медлительный проворот, Но далёко мне до чужих основ дерзновенья деревенеет плоть, и как только нам не хватает слов всяк свой крест несёт говорит Господь.
Как накинули на голову нам сеть и не сметь поднять её день-деньской, и пора сменить золотую цепь рифмы женской медной тоской мужской. Да и как найти мне без ветерка тучу грозную, что на Восток снесло? принесло, знать, с Анти-материка всё, что намертво здесь вросло.
И не встретить шепчущего в ночи, кто, все счёты сведя с собой, от лица отрывает солнечные лучи, забывает обратные адреса, посылает вместо себя на суд двойника немотствовать на суде… посмотри, те ли тучи в себе несут прошлогодний снег: «Ах, не те?» «Не те!»
И в конце смиренного векабря, умиротворённо в конце концов у себя приходится отобрать двойника рас-строенное лицо. Но тому препятствуют зеркала оттого, что негде приткнуть глаза, а земля чужая голым-гола, и пути вперёд есть пути назад. Кто из нас одинок: двойник, тройник, кубатура шара, О, пять чувств, кто шестого ради проник в тайник, знать не знаю, зная: знать не хочу. Не найти отмычки к той музычке, от греха подальше свою запрячь, на раздвоенном вертится язычке: Не велеть ли кобылку вновь запречь?
Да на волю вырвавшись, арестант, попадает в рабство похуже вновь и, как в воду, глядя в лицо креста, не промолвив «здравствуй», смывает кровь И душа, зашедшая далеко, не подобья образа в двойнике не найдя, становится двойнику третьим лишним увы! ничем, никем.
13 апреля 1990
ВоскресениеКак потопом грубого помола льётся в руки звёздная мука. Не растёт печаль на месте голом. Потолок выравнивают с полом, поднимая пол до потолка.
Добавляют дрожжевой закваски. Тесто месят, как минуты мнут. Гул подземный слушают с опаской. Скрип полозьев заменяет сказку. Собирают звёзды на снегу.
То ли пыль в глаза, а за свет застят. Красного впускают петуха. Дым столбом и то во власти власти. То вечор несказанное «здрасьте» довело сегодня до греха.
Как шипят обугленные сучья и зудит зубатая пила! Садят хлеб. Ухвата прячут крючья. Слушают тоскливы однозвучья и готовят к выносу тела.
Переждать или помочь пожару? Нет, никак не разберу в дыму. Наконец-то хлебы с пылу-жару. Песнопенье с улицы в дому. Дверь, хозяин, закрывай кошмару. Кто кого не любит не пойму.
И недаром низкорослый Моцарт на высокий взнёсся табурет посмотреть: как позолота трётся, гнётся пламя, солнце достаётся, как «mein lieber Augustin» поётся и ревёт печное кабаре.
А вода и воздух так похожи, что не смеет солнце выбирать: подниматься, сбрасывая вожжи, иль обратно в землю умирать, и не знает яблонька в рогоже: раскрываться или зарыдать?
Золотые пышут караваи. Снег солёной горкой на столе. И, тихонько дверь приоткрывая, входит луч, и песня хоровая зажигает розу на стекле.
Но спокойно смотрит исподлобья, распахнувши рока ворота, на своё высокое подобье только что сошедшее с креста…
1990
|
|
|
©П · #11 [2009] · Юрий Литвинов | << | ¶ | >> |